Найти тему
Закрытая книга

Куда исчезли литературные журналы?

Оглавление

Ещё лет десять назад все киоски были завалены «околокнижной» периодикой. От легендарного «Мира Фантастики» до чудом переживших Катастройку «Литературных вестников города Усть-Удрюпинска (при поддержке АО “АФЕРА„)».

А сегодня — сгинули все. Кроме «МирФ», но и он скорее мёртв, чем жив. И ведь не ушли в онлайн, как прочие журналы, а именно сгинули в небытие. Почему? Давайте разбираться!

Утрата журналами народного доверия

Секрет успеха журналов всегда был в том, что они подавали себя как надежные и авторитетные источники информации о литературных новинках. Они были на связи с крупными издательствами и организаторами премий, вносили свою лепту в формание литературных вкусов, снабжали читателя рецензиями и рекомендациями. Но со временем стали заметны трещины в этом прекрасном фасаде.

Оказалось, что многие литературные журналы рассказывали о книгах, которые, быть может, и выигрывали премии, но были совершенно неинтересны народу.

Либо потому что их выбирали по непонятным критериям, либо потому что были связаны с определенными авторами или издательствами и безоговорочно хвалили их творчество, пытаясь создать у читателей иллюзию его непревзойденности.
В конце концов люди начали понимать, что мнение журнала — это не гарантия качества, а всего лишь отражение интересов определенного круга лиц. И потому литературным журналам стало труднее доверять.
А доверие, товарищи коллеги, завоевать трудно — и это было сделано ещё в советское время — но вот потерять можно в одночасье...

Невозможность журналов успеть за всем

Если десять лет назад писателей были единицы, на голодном издательском пайке, то сегодня мы столкнулись с настоящим литературным бумом. Благодаря Интернету и литплощадкам выходят сотни книг в день безо всяких издателей.

Из них десятки хороших, в разных жанрах, для всех возрастов и вкусов. В день.

В этой ситуации никакой ежемесячной периодике просто не осилить подобный объем новых произведений. Если журналы попытались бы осветить хоть какую-то часть этого потока, то получился бы не журнал, а талмуд: нечитаемый, запутанный и бесполезный для читателей.

-2

Даже если какие-то издания и рискнули бы сделать акцент на определенных направлениях или жанрах, это не спасло бы их от обвинений в узком профиле, предвзятости или просто отуплении, ведь каждый читатель хочет видеть разнообразие и актуальность в подобной периодике. А это почти невозможно сделать, когда книжный рынок переполнен и многогранен.

Власть блогеров и отзывов читателей

Сегодня читатель скорее поверит другому читателю или блогеру, чем журналисту, который за сотню рублей совесть продал. Десять лет назад.
И не потому, что все журналисты — меркантильные продажные души (хотя, к сожалению, таких тоже хватает), а потому что реальные отзывы и впечатления читателей кажутся более искренними и объективными.

Блогер расскажет вам о книге ещё когда она даже недописана, «в проде», а не через месяц-другой после выхода в свет. Таким образом, блогеры стали более оперативным и актуальным источником информации о книжных новинках, чем традиционные литературные журналы, выходившие хорошо если раз в две недели.

Кроме того, блоги и отзывы — это ещё и комментарии. Диалог, а не монолог.
Кроме того, блоги и отзывы — это ещё и комментарии. Диалог, а не монолог.

Итак, подводя итог, можно сказать, что литературные журналы исчезли из-за утраты доверия со стороны читателей, невозможности усвоить огромное количество новых книг и потери актуальности перед лицом все возрастающей власти блогеров и простых любителей чтения.
Они
не смогли адаптироваться к новым условиям и со временем стали более узко профильными или совсем исчезли с радаров массового внимания.

Если же вы, дорогие товарищи коллеги по любви к литературе, также хотите быть в курсе литературных фактов, новостей и открытий, не полагаясь на давно устаревшие источники информации, подписывайтесь к «Закрытой книге», где я делюсь своими впечатлениями от прочитанных книг, обсуждаю интересные темы из мира литературы и просто держу свободную дискуссионную площадку.
Уверяю вас, что здесь вы найдете только честные, но пристрастные мнения — и возможно, откроете для себя новые жемчужины современной литературы.

А что думаете на счет литературных журналов и их конца вы? Что, всё же, стало основной виной: утрата доверия, экспоненциальный рост числа книг или ход Истории в лице интернета? Предлагаю обсудить в комментариях.