Ещё лет десять назад все киоски были завалены «околокнижной» периодикой. От легендарного «Мира Фантастики» до чудом переживших Катастройку «Литературных вестников города Усть-Удрюпинска (при поддержке АО “АФЕРА„)».
А сегодня — сгинули все. Кроме «МирФ», но и он скорее мёртв, чем жив. И ведь не ушли в онлайн, как прочие журналы, а именно сгинули в небытие. Почему? Давайте разбираться!
Утрата журналами народного доверия
Секрет успеха журналов всегда был в том, что они подавали себя как надежные и авторитетные источники информации о литературных новинках. Они были на связи с крупными издательствами и организаторами премий, вносили свою лепту в формание литературных вкусов, снабжали читателя рецензиями и рекомендациями. Но со временем стали заметны трещины в этом прекрасном фасаде.
Оказалось, что многие литературные журналы рассказывали о книгах, которые, быть может, и выигрывали премии, но были совершенно неинтересны народу.
Либо потому что их выбирали по непонятным критериям, либо потому что были связаны с определенными авторами или издательствами и безоговорочно хвалили их творчество, пытаясь создать у читателей иллюзию его непревзойденности.
В конце концов люди начали понимать, что мнение журнала — это не гарантия качества, а всего лишь отражение интересов определенного круга лиц. И потому литературным журналам стало труднее доверять.
А доверие, товарищи коллеги, завоевать трудно — и это было сделано ещё в советское время — но вот потерять можно в одночасье...
Невозможность журналов успеть за всем
Если десять лет назад писателей были единицы, на голодном издательском пайке, то сегодня мы столкнулись с настоящим литературным бумом. Благодаря Интернету и литплощадкам выходят сотни книг в день безо всяких издателей.
Из них десятки хороших, в разных жанрах, для всех возрастов и вкусов. В день.
В этой ситуации никакой ежемесячной периодике просто не осилить подобный объем новых произведений. Если журналы попытались бы осветить хоть какую-то часть этого потока, то получился бы не журнал, а талмуд: нечитаемый, запутанный и бесполезный для читателей.
Даже если какие-то издания и рискнули бы сделать акцент на определенных направлениях или жанрах, это не спасло бы их от обвинений в узком профиле, предвзятости или просто отуплении, ведь каждый читатель хочет видеть разнообразие и актуальность в подобной периодике. А это почти невозможно сделать, когда книжный рынок переполнен и многогранен.
Власть блогеров и отзывов читателей
Сегодня читатель скорее поверит другому читателю или блогеру, чем журналисту, который за сотню рублей совесть продал. Десять лет назад.
И не потому, что все журналисты — меркантильные продажные души (хотя, к сожалению, таких тоже хватает), а потому что реальные отзывы и впечатления читателей кажутся более искренними и объективными.
Блогер расскажет вам о книге ещё когда она даже недописана, «в проде», а не через месяц-другой после выхода в свет. Таким образом, блогеры стали более оперативным и актуальным источником информации о книжных новинках, чем традиционные литературные журналы, выходившие хорошо если раз в две недели.
Итак, подводя итог, можно сказать, что литературные журналы исчезли из-за утраты доверия со стороны читателей, невозможности усвоить огромное количество новых книг и потери актуальности перед лицом все возрастающей власти блогеров и простых любителей чтения.
Они не смогли адаптироваться к новым условиям и со временем стали более узко профильными или совсем исчезли с радаров массового внимания.
Если же вы, дорогие товарищи коллеги по любви к литературе, также хотите быть в курсе литературных фактов, новостей и открытий, не полагаясь на давно устаревшие источники информации, подписывайтесь к «Закрытой книге», где я делюсь своими впечатлениями от прочитанных книг, обсуждаю интересные темы из мира литературы и просто держу свободную дискуссионную площадку.
Уверяю вас, что здесь вы найдете только честные, но пристрастные мнения — и возможно, откроете для себя новые жемчужины современной литературы.
А что думаете на счет литературных журналов и их конца вы? Что, всё же, стало основной виной: утрата доверия, экспоненциальный рост числа книг или ход Истории в лице интернета? Предлагаю обсудить в комментариях.