Найти тему
Сретенский монастырь

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

«Это было недавно, это было давно…»

Звонкие неугомонные голоса не умолкали ни на минуту. Звучала известная песня «День Победы». Ждали батюшек, сотрудников прихода, родителей. Директор церковно-приходской школы имени святителя Софрония Иркутского встречала у порога гостей, гостеприимно приглашая всех пройти на концерт.

Церковно-приходская школа имени святителя Софрония Иркутского
Церковно-приходская школа имени святителя Софрония Иркутского

«…Под этот вальс в краю родном», – продолжала звучать музыка военных лет.

Когда все наконец собрались, зашел настоятель прихода и сразу грянуло детское дружное:

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! – ответил батюшка.

Дети, родители, учителя, прихожане собрались на концерт, посвященный Дню Победы.

«И скорбь, и радость рядом. Нет такой семьи, которую обошла война…», – с этих слов началось выступление ребят. Стихи, песни, рассказы о войне, а главное – о людях, на чьи плечи легло непосильное бремя страшного времени.

Вспомнили тех, кто сражался, не жалея жизнь за свою Родину, да и не только за свою. После перехода через границу Советского Союза солдаты проливали кровь и за тех, чьи потомки в нынешнее время не торопятся узнать страшную правду о фашизме. Вспомнили и тех, кто, благословляя на фронт солдат, пребывал в непрестанной молитве за Россию, умоляя Господа простить все наши прегрешения и даровать народу великое прощение. Вспомнили и тех, кто на оккупированных немцами территориях вел борьбу с фашистами, нанося удары с тыла. Вспомнили и тех, кто ковал победу в глубоком тылу, простаивая сутками у станков. «Все для фронта, все для победы» – эти слова объединяли всех тех, кто нес тяготы военного времени, томился в ожидании и страхе за близких на войне.

Было зачитано письмо, которое нашли в гимнастерке погибшего солдата. Оно было адресовано Невидимому Богу. Написанное сердцем и политое слезами, вызванными благодарностью Тому, Кто открыл солдату тайну мироздания. Тому, Кто сотворил окружающий мир. Мир, окружавший солдата безмолвной тишиной ночи перед боем и дарующий ему далекий свет звезд как напоминание о вечности. Письмо заканчивалось словами: «Теперь я смерти не боюсь». И он отдал свою жизнь на следующий день в первом же бою, переступив порог в бессмертие, «положив душу за други своя» (Ин. 15: 13). Без страха и сожаления он ушел к Тому, Кто даровал ему мир в сердце, покой и уверенность в бессмертии души.

Перечислили ребята и страшную статистику того времени. Из каждых ста воевавших солдат в живых осталось только трое.

И вот минута молчания. Только у православных это время внутренней молитвы за тех, кто не вернулся. Все встали. Если бы каждому погибшему солдату отдать должное этой «минутой», то длилась бы она…32 года!

Бабушки и женщины плакали, не стесняясь своих слез. Были подняты фотографии, ордена и медали тех, кто остался на полях битв, тех, кто после фронта вернулся в разрушенные города и сожженные деревни и, сняв награды, принялся восстанавливать свою страну.

-2

«Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью, куда теперь идти солдату…» Звучала следующая песнь войны, а в это время ребята вспоминали рассказы своих родителей о прабабушках и прадедушках, с гордостью повествуя о каждом из них.

«Шли бои за каждый дом, за каждый холм, за каждую березку», – пересказывал очередной школьник письма своего прадеда.

Последней выступила директор школы. Она рассказала о своих родителях, прошедших всю войну. Ее отец был разведчиком в тылу немцев, мама – санитаром, но ей приходилось не только на себе выносить раненых бойцов, но и самой принимать участие в штыковом бою. Она со слов своей мамы поведала рассказ о столкновении с немецким солдатом во время затишья между боями.

«Жара стояла, никто не начинал стрельбу, а пить хотелось… Вот и пошла я, взяв канистру, на источник. Наклонилась, воду набираю, глаза подняла, а передо мной немецкий солдат. Может, завтра опять друг против друга в бою встретиться придется, а здесь… Так и разошлись с водой по разные стороны, без столкновений». «Вот такая замечательная и бесстрашная у меня была мама», – закончила свой рассказ Людмила Георгиевна, держа в руках военный китель тех лет, усыпанный наградами женщины, которая не задумываясь пошла на фронт защищать свою Родину.

Звучал «Василий Теркин» Твардовского. Все вместе пели песни военных лет: «Вьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза…», «Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка собирала виноград…» «Расцветали яблони и груши» – наконец грянула веселая «Катюша».

Признаюсь, у меня выходило плохо, вернее, с трудом: катились невольные слезы, щемило сердце, и ком в горле не давал правильно петь, получался какой-то хрип. А люди пели. Пели от души, со слезами, вспоминая, своих близких, прошедших войну.

«Мы не слышали взрывов гранат, нам трудно судить о войне. Трудно представить, что жизнь можно прервать на утреннем рассвете…», – продолжали ребята концерт.

Да! Трудно. Но помнить об этом мы должны и обязаны. Это должен знать каждый, передавая свою память потомкам. Ведь отдавали свои жизни наши солдаты, чтобы внуки и правнуки жили в мире, не зная войны.

Размышляя об этом, я вдруг вспомнила резкий, надтреснутый голос известной женщины-политика весьма либеральных взглядов, с экрана телевизора бросившей вызов всей моей стране, всему моему народу: «Да надоели вы все со своим занюханным патриотизмом».

Здесь дело уже не в культуре, вернее, бескультурии этой женщины. Она просто бросила вызов России, чей народ никому еще не удавалось поставить на колени. Если бы не патриотизм наших солдат, что было бы сейчас с моей Родиной? Я слушала детей и вспоминала.

Как больно когда-то отозвалось в моем сердце сообщение, что по площадям Москвы, Санкт-Петербурга, отбивая шаг, маршируют с возгласом «Хайль Гитлер» наши русские парни! Сначала разум этого не вмещал, но оказалось, что это страшный факт нашей сегодняшней жизни. То, что не сумели сделать с нами во время Великой Отечественной войны, сделали в 80-е и 90-е годы. И все-таки для России еще не все потеряно.

Разрушенные храмы восстанавливаются и строятся новые. Люди постепенно начинают обретать смысл жизни. Молодежь, потерявшая ориентиры, это еще не вся Россия. Не всё продается и покупается. С трудом мы отходим от плодов демократии – развращения и растления нашего народа, уничтожения нашей истории, умаления достоинства русского человека. Ведь мы уже почти забыли, что такое «русский характер»! И как всколыхнуло мою страну уничтожение памятников русским солдатам, погибшим во время войны. Нет, еще не все растоптано, уничтожено, растеряно. Есть еще, что взрастить и сохранить. Это наши дети. Главное – посеять в них семена духовности и культуры, чем когда-то могла гордиться Россия.

-3

Дальше слово взял наш настоятель. Обращаясь к школьной детворе, он вспомнил свое первое выступление перед ветеранами войны во время службы в армии. Рассказывал о силе молитвы, о своих дедушке и бабушке, вымоливших жизнь своих детей, ушедших на фронт. Все они вернулись домой.

А пока… Пока идет непрекращающаяся война против детства и юности, против людей в нашей стране, против нравственности наших людей. Это заставляет нас делать выбор каждый день, каждый час. Когда-то Россия была могущественна и сильна именно благодаря христианской вере. И как важно это было, есть и будет для всех нас и для каждого – покаяние, вера, надежда и любовь. Если мы будем это помнить, если мы будем к этому стремиться, нам не страшна никакая война.

Рассказывал батюшка о брани православных со своими грехами. Объяснил, что такое непослушание родителям и как печально это может закончиться. Мы не только должны помнить нашу историю, мы должны и сами потрудиться духовно в память о тех, кто не пожалел своих жизней ради будущих поколений. Закончил настоятель свою речь провозглашением «Вечной памяти».

Подошел к концу концерт. Я вышла из храма. Майский солнечный день щедро дарил тепло. И на душе после выступлений ребят была какая-то радость за них и светлая печаль от рассказанного о войне. Вспомнила я и наши давние школьные мероприятия. Какими казенными показались они мне сейчас, по сравнению с увиденным праздником. «Большая разница», – пришла я к заключению и порадовалась за наших детей.

Вспомнила рассказ актера Василия Ланового. «В Европе журналисты мне в лицо говорили: "Что вы со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли". Я у них спросил: "Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?" Молчат. Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать ее пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма". Но Европа предпочла об этом забыть!»

Мы – не забудем!

-4

Когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне против войск Германии продержались: Дания – 6 часов, Люксембург – 1 день, Голландия – 5 дней, Югославия – 11 дней, Бельгия – 18 дней, Греция – 24 дня, Польша – 27 дней, Франция – 1 месяц и 12 дней, Норвегия – 2 месяца и 1 день. Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней. Советский Союз держался четыре года (1418 дней) и завершил войну в логове врага – Германия капитулировала. Это должен помнить каждый. Об этом надо говорить нашим детям и внукам – чтобы помнили!

Война закончилась 6 мая – в день великомученика Георгия Победоносца, покровителя Москвы и всей России, и военных сил. Капитуляция германских войск была подписана во время Пасхальной седмицы. Парад Победы состоялся на праздник Святой Троицы.

И главное – чтобы мы это помнили!

Ирина Дмитриева

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм