Найти тему
Александр Анучкин

Время разных поэтов

Был такой советский поэт - Виктор Боков. Вы про него, скорее всего, и не слышали никогда, но стихи его точно знаете: песни "Оренбургский пуховый платок", "На побывку едет молодой моряк" и десятки других. Очень много песен о Великой Отечественной. А поскольку родился Виктор Фёдорович в 1914-ом году, многие считали (и до сих пор считают) его одним из ярких представителей поколения поэтов-фронтовиков - ведь тематически и хронологически всё сходится. Но нет, не всё.

поэт-песенник Виктор Боков
поэт-песенник Виктор Боков

В 1942-он году Бокова арестовали и отдали под трибунал: лагеря и ссылка. И вовсе не за какую-то особую смелость речей или мыслей, не за борьбу с кровавым режимом или антисоветские стихи, нет. Курсанта Бокова, который находился в военном лагере в глубоком тылу, арестовали после письма Пастернаку, в котором молодой человек - уже известный к тому времени литератор, член Союза писателей, выпускник Литинститута им. Горького, умолял сделать всё возможное, чтобы предотвратить его отправку на фронт. Виктор Фёдорович не без оснований опасался, что его там обязательно убьют. И очень просил спасти.

Поэт Борис Слуцкий - рядовой - в это время в госпитале после тяжелейшего ранения. Давид Самойлов, который хотел уйти ещё на финскую добровольцем, но не прошёл по здоровью, на Ленинградском фронте, в окопах под Тихвином, Константин Симонов - военкор, Илья Сельвинский - батальонный комиссар. Всех и не перечислить - но их славные имена навсегда вписаны в русскую литературу. Поэты и писатели, воины, патриоты, герои. Не у всех одинаково радужно сложилась послевоенная судьба: кто-то попал под маховик репрессий, кто-то был незаслуженно забыт, кто-то примкнул к диссидентскому движению, а кто-то - напротив - получал ордена, звания, госпремии.

И лишь у Виктора Бокова всё получилось как-то ровно, хорошо и удивительно: вернувшись из ссылки, словно и не было на биографии пятна в виде 58-ой статьи, трибунала и ГУЛАГа, он продолжает не просто творить, но и получать от незлопамятной советской власти всё, что только можно. Орден "Знак почёта" (1971-ый год), Орден "Дружбы Народов" (1980-ый), сразу два - "Трудового Красного Знамени" (в 1974-ом и в 1984-ом), кучу лауреатских грамот и значков и, наконец, словно издёвка над целым поколением - Премия им. Твардовского, но это уже в новой России, после перестройки, когда строчка "ГУЛАГ" в биографии автоматически означала ангельскую сущность, ибо там, как мы знаем, сидели сплошь святые люди по лживым доносам.

Итог славной жизни - общественное признание и тихая смерть на писательской даче в Переделкине.

Удивительная судьба, правда?

Почему вдруг сегодня, 9 мая 2023-го года, я решил вспомнить о Викторе Фёдоровиче, да ещё и так подробно рассказать вам историю его жизни? Возможно, чтобы лишний раз напомнить (и самому себе тоже) о парадоксальной цикличности истории, которая становится особенно заметной и выпуклой, если живёшь здесь, в России. Здесь, где поэты и писатели, как и в годы правления Романовых, как и в годы советской власти, в числе первых оказываются на передовой, где гибнут.

Но не все.

Очень хочется ошибаться, но я почему-то почти уверен в том, что пройдут годы (не так уж и много - что по меркам истории, что по меркам нашей с вами жизни), и коллективный поэт боков (любые созвучия, конечно, случайны) вернётся из своей - на этот раз добровольной - ссылки, чтобы получить причитающиеся ордена, медали и лауреатские значки. И очень важно, чтобы к этому времени мы с вами не забыли, не разучились понимать главное: талант не всегда равен честности, порядочности, любви. Талант - богатство. Кому-то даётся по факту рождения, кому-то - как награда за большой труд, но я не слышал, чтобы кто-то становился талантлив за свои заслуги перед другими людьми или своей Родиной. Можно писать прекрасные стихи, будучи при этом подонком. Можно петь ангельским голосом, но иметь бесовскую сущность. Можно трястись от ужаса и бежать от войны, а потом писать вот такие строчки (это, кстати, тоже Виктор Фёдорович):

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Андрей Назыров, герой СВО
Андрей Назыров, герой СВО
памятный камень, установленный в г. Красногорске (Московская область)
памятный камень, установленный в г. Красногорске (Московская область)

Этот памятный камень установлен в подмосковном Красногорске, в небольшом сквере у пруда. Рядом - оживлённое шоссе, с другой стороны - уютные скамейки. Красивый небольшой храм в сотне метров.

Тут по вечерам сидят парочки, приходят дети кормить уток. У камня круглый год живые цветы. Он установлен в память о юноше, который жил тут неподалёку. Андрей Назыров - журналист по специальности, отслужил срочную, остался на контракт и погиб в первый месяц СВО. Посмертно удостоен Ордена Мужества. У 24-летнего бойца был говорящий позывной - "Поэт". И это его стихи должны звучать сегодня. Вот обязательно должны.

Вот солнце к закату клонится,
Еще один бой за спиной,
Комбата убили нацисты,
Остались лишь мы с тобой.
Нас двое осталось и всё же,
Нас не сломить, не согнуть,
Мы знаем, за что мы бьёмся,
К чему расчищаем путь.

Хочу, чтоб наши потомки
Не знали страхов войны,
Хочу, чтоб наши потомки
Глядели в другие миры
Миры, где слышны спозаранку
Детишек радостный смех,
Где мирного неба и счастья
Хватает в избытке на всех!