По заявлению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убыток авиакомпаний РФ в прошлом году достиг рекордных 144 млрд рублей.
Общие доходы перевозчиков уменьшились на 13%, а расходы – на 3%. Абсолютных значений ассоциация не указывает. Речь идет о пассажирских и грузовых авиаперевозках вместе взятых.
Убыточность в деятельности авиаперевозчиков фиксировалась и ранее. За I квартал 2022 года авиакомпании уже получили рекордный за восемь лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд рублей. В 2021 году перевозчикам удалось в совокупности выйти в плюс на 2,5 млрд рублей. благодаря грузовым авиакомпаниям. Они получили 80,5 млрд рублей прибыли, тогда как пассажирские перевозчики ушли в убыток на 78 млрд рублей.
АЭВТ считает, что несмотря на значительные убытки от продаж, бизнес большинства авиакомпаний в 2022 году был устойчив с финансово-экономической точки зрения. Чтобы обеспечить стабильность работы отечественных авиакомпаний в прошлом году, были выделены 100 млрд рублей субсидий на выполнение перевозок внутри страны.
Еще одним фактором, позволившим обеспечить стабильность работы отечественных авиакомпаний в прошлом году, были выплаты по демпферу за авиакеросин, которые, по расчетам АЭВТ, составили 98,6 млрд руб. Этот механизм активируется, когда экспортная цена топлива превышает условный средний уровень внутренних цен на керосин в России. В этом случае бюджет компенсирует 65% разницы в цене. Только за март 2022 года авиакомпании могли получить 20 млрд рублей, по информации «Ведомостей».
АЭВТ рассчитывает, что правительство одобрит выделение субсидий перевозчикам и в 2023 году по аналогии с прошлым годом. В начале апреля АЭВТ обратилась в Минтранс с просьбой о выделении авиаперевозчикам 100 млрд рублей на полеты по России в летнем расписании.
Пока что в 2023 году таких крупных субсидий не выделялось. 17 апреля заместитель министра транспорта России Игорь Чалик обратил внимание на эту проблему. На совещании по подготовке к туристическому сезону он выразил опасения о возможном «росте стоимости перевозок примерно на 15-30%» и сокращении числа рейсов. Однако уже 19 апреля Игорь Чалик сообщил, что министерство запросило субсидии для отечественных авиакомпаний на перевозки в летнем сезоне. Сумма запрашиваемых средств на тот момент не раскрывалась.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и заходите на наш сайт, чтобы увидеть больше интересных материалов!