Найти в Дзене
Команда PRIDUM💡

Голову Медного всадника можно потрогать в тактильной галерее Строгановского дворца

Всем привет! Меня зовут София, я студентка факультета Свободных искусств и наук и автор текстов о путешествиях по выставкам Петербурга. Сегодня я расскажу о тактильной галерее, где представлены копии скульптур из Русского музея. ЭКСПОЗИЦИЯ В начале осмотра куратор показал, как пользоваться наушниками, пояснил, что копии выполнены из пластика и их можно трогать. И добавил: «Где ещё можно так близко рассмотреть голову Медного всадника и увидеть, что у него зрачки в форме сердечек?» – Он оказался прав: я получила незабываемый опыт! Выставка сделана специально для людей с особенностями здоровья, поэтому помимо «трогательных» скульптур снабжена тактильными табличками и наушниками. Я решила во время осмотра каждой статуи закрывать глаза и «созерцать» скульптуру только руками. Тем более, что в наушниках диктор зачитывал полное описание экспоната: размер, особенности черт лица, цвет, выражение. Без использования зрения скульптуры кажутся более красивыми! Почему? Думаю, что изъяны человеческих
Оглавление

Всем привет! Меня зовут София, я студентка факультета Свободных искусств и наук и автор текстов о путешествиях по выставкам Петербурга. Сегодня я расскажу о тактильной галерее, где представлены копии скульптур из Русского музея.

ЭКСПОЗИЦИЯ

В начале осмотра куратор показал, как пользоваться наушниками, пояснил, что копии выполнены из пластика и их можно трогать. И добавил:

«Где ещё можно так близко рассмотреть голову Медного всадника и увидеть, что у него зрачки в форме сердечек?» Он оказался прав: я получила незабываемый опыт!

Выставка сделана специально для людей с особенностями здоровья, поэтому помимо «трогательных» скульптур снабжена тактильными табличками и наушниками. Я решила во время осмотра каждой статуи закрывать глаза и «созерцать» скульптуру только руками. Тем более, что в наушниках диктор зачитывал полное описание экспоната: размер, особенности черт лица, цвет, выражение.

Без использования зрения скульптуры кажутся более красивыми! Почему? Думаю, что изъяны человеческих типажей в виде асимметрии, дисгармоничных по размеру черт лица неподвластны осязанию, особенно неопытному. Однако голова и шея сами по себе кажутся больше, чем когда мы воспринимаем их глазами. И особенно нос: так непривычно, что он выпирает из всего объёма головы!

Скульптуры ощущались бы иначе в оригинальных материалах, но здесь все они были одинаково гладкими и тёплыми.

Большое впечатление на меня произвел бюст «Странница» (скульп. Анна Голубкина), меня повергло в шок касание старческого лица.

Фобия старения подкрепилась тактильными ощущениями: морщины и выпуклые щеки под впалыми глазами стали объёмными. Пальцы утонули в чёрных дырах глаз. Я резко вспомнила, как беспощадно летит время и чуть не расплакалась! Мне захотелось сесть где-нибудь на природе и перестать шевелиться, замереть, чтобы остановить время и возраст. Такого впечатления на меня скульптура ещё не производила. А ведь скульптуры Голубкиной и замышлялись для изображения движения времени, а почувствовать замысел оказалось возможно именно после прикосновения.

«Кора» Сергей Коненков
«Кора» Сергей Коненков

Приятный опыт был в изучении «Коры» 1912 г. , выполненной Сергеем Коненковым. Он увлекался древнегреческим искусством, имел успех в создании портретов, сказочных образов, был склонен к преодолению натурализма и академизма XIX века. Кора – это ещё одно имя Персефоны, богини плодородия, поэтому автор использовал мрамор.

-7

Бюст раскрашен в подражании полихромной раскраске статуй времен Древней Греции. Слабо индивидуализированная трактовка формы лица (мягкие черты, маленький нос и подбородок) передают облик археологического памятника и природную стихию богини, соединяют портрет и аллегорию. Работа намеренно недоделана, фактура камня необработана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оказалось, что для полного и глубокого восприятия скульптуры необходим тактильный контакт. В процессе такого изучения зритель может даже почувствовать себя скульптором, его руками пройтись по финальной форме и ощутить вкус цельной реальности. Потому что когда мы смотрим на трёхмерную модель предмета, мы не чувствуем её на сто процентов и можем быть обмануты естественными визуальными искажениями.

Советую посетить выставку взрослым и детям, чтобы окунуться в мир реальной формы.

Будьте внимательны, галерея работает только по понедельникам (11:00–17:00) и четвергам (13:00–19:00).

В Строгановском дворце побывала София Каморник
Переходите в мою подборку и читайте больше о музеях и выставках Питера!