Найти тему
TopGear

Виды зарядных станций для электромобилей и прочие детали

Оглавление

Электромобили не должны вызывать много сложностей, потому что мы большую часть жизни что-то втыкаем в розетку. Телефоны, пылесосы, бытовая техника – нам не привыкать втыкать разъемы в нужные устройства или заряжать батареи. Тем не менее, жизнь приготовила нам весьма затейливый квест с зарядками для электромобилей.

Четыре типа питания вашего электромобиля – это вездесущий трехконтактный штекер, Type 2, Chademo и CCS. Есть еще Type 1, который больше распространен в США, но мы к этому еще вернемся.

Каждый из них обеспечивает свою мощность, что означает разницу во времени зарядки.

Заряд подается либо в виде переменного тока (AC), либо в виде постоянного тока (DC). Зарядные станции переменного тока менее мощные и зарядка длится дольше. Постоянный ток – это большая мощность и быстрая зарядка.

Могу ли я использовать для зарядки свою домашнюю розетку?

Конечно можете. Обычная розетка 16А, 220 В в большинстве стран обеспечивает мощность 3,5 кВт. Это отличный источник энергии, если вам не нужно срочно зарядить электромобиль с нуля до полной зарядки. В этом случае от домашней розетки придется заряжаться минимум сутки, в зависимости от емкости батарей.

Домашняя розетка отлично подходит для зарядки вашего электромобиля километров на 30-50, чтобы добраться до полноценной зарядной станции, при этом для большинства моделей придется такой кабель докупать отдельно.

-2

Мне нужно покупать специальный кабель?

Скорее всего. По аналогии с кабелями Lightning от Apple, автопроизводители поняли, что могут продавать различные кабели в качестве дополнительной опции, а не поставлять их в базовой комплектации. Так что при покупке электромобиля стоит убедиться, что в комплекте есть все необходимое, а в случае чего, сразу докупить, на всякий случай.

А длина кабеля?

Чем быстрее скорость зарядки, тем короче должен быть кабель, это правда. Вот почему зарядные станции городского типа, например Ionity мощностью 350 кВт, оборудованы не слишком длинными кабелями. Это означает, что вам не нужно использовать собственный кабель для зарядки.

Как правило, в домохозяйствах ставятся зарядные устройства Type 2 (разъемы Type 1 чаще встречаются в США). Разъемы Type 2, ранее известные как Mennekes, широко используются в Европе, поскольку в 2015 году они стали однофазным стандартом в ЕС.

-3

Что означает «однофазный»?

Одна фаза означает один «живой» контакт (тот, к которому нельзя прикасаться) и один «нулевой» контакт. Это обычная схема для большинства объектов недвижимости в Европе. Точно так же большинство электромобилей, продаваемых на европейском рынке, имеют однофазное зарядное устройство на борту, поэтому они могут потреблять только 7,4 кВт переменного тока.

Трехфазный контакт – это три контакта под напряжением и один «нулевой», поэтому можно получать три раза по 7,4 кВт – итого 22 кВт. Коммерческая недвижимость, а также общественные места, обычно могут оборудоваться зарядными станциями мощностью 22 кВт.

Я чувствую, тут где-то есть подвох…

Ваши ощущения не врут. Дело в том, что у электромобилей есть интегрированные зарядные устройства. Некоторые рассчитаны только на мощность переменного тока в 7,4 кВт. Если вы подключаетесь к зарядному устройству мощностью 22 кВт, у вас все равно будет мощность зарядки только 7,4 кВт.

Хотя разъем Type 2 поддерживает оба стандарта, вашему автомобилю требуется соответствующая мощность интегрированного зарядного устройства, чтобы пользоваться преимуществами быстрой зарядки. Например, электрический Renault Megane может заряжаться за три часа полностью на общественной зарядной станции мощностью 22 кВт.

Type 1 поддерживает зарядку от 3 до 7 кВт, Type 2 – от 3 до 22 кВт. Большинство домашних зарядных станций, а также точки зарядки в торговых центрах или бизнес-парках предлагают зарядки мощностью 3, 7 или 22 кВт.

Поскольку аккумуляторы не любят часто заряжаться быстро (это разрушает их структуру), регулярная подзарядка на более медленных станциях переменного тока является разумным решением.

-4

А что такое Chademo?

Запущенная в 2010 году система CHAdeMO (CHArge de Move) была первой системой «быстрой зарядки», первоначально поддерживавшей мощность 62,5 кВт. Второе поколение, которое широко используется в Японии, но менее распространено в Европе или Штатах, поддерживает 400 кВт.

Предыстория названия — это еще один слегка забавный японский взгляд на жизнь, происходящий от фразы «как насчет чашки чая?» — предполагаемого периода зарядки. Он использует постоянный (DC), а не переменный ток.

Некоторые японские электромобили, экспортируемые в другие страны, могут использовать «быстрые» зарядные устройства Chademo. Это Lexus UX 300e, Mitsubishi Outlander PHEV и Nissan Leaf, а также некоторые неяпонские модели, такие как Citroen Berlingo Electric и Kia Soul EV.

Теперь большинство автопроизводителей, в том числе японские, приняли европейский стандарт быстрой зарядки CCS.

-5

Что такое европейский стандарт быстрой зарядки CCS?

Стандарт CCS для «комбинированной системы зарядки». Сам порт представляет собой объединение порта Type 1 или Type 2 с двумя контактами в форме ромба, чтобы создать суперрозетку, которая может поддерживать гораздо более высокие возможности зарядки — в наши дни мы говорим о мощности до 350 кВт+.

Это мощнее домашней точки зарядки в 3 кВт, верно?

Но быстрая зарядка — это не только увеличение мощности. Энергия генерирует тепло, а «управление температурой» — это история гораздо сложнее, чем просто прикрутить на стену новую розетку.

-6

Какое место во всем этом занимают зарядки Tesla Supercharger?

Зарядки Tesla уникальны для моделей компании. Однако в Европе из-за этих (в конечном счете, не очень) надоедливых бюрократов ЕС автопроизводитель должен соблюдать стандарты Type 2. Таким образом, автомобили Tesla оборудованы для зарядки Type 2 и CCS, когда едут к официальным дилерам в Европе.

Пять самых актуальных вопросов из Интернета про розетки для электромобилей.

Нужна ли специальная розетка для электромобиля?

Для подключения автомобиля к источнику питания для подзарядки аккумулятора можно использовать стандартную трехконтактную вилку. Тем не менее, может потребоваться неделя или около того, чтобы зарядиться до какого-то значимого уровня, поэтому стоит подумать об установке домашней точки зарядки или выяснить ближайшие к вам общественные точки зарядки.

-7

Можно ли заменить зарядное устройство Type 1 на Type 2?

Вы не можете установить в машину другую розетку, но вы можете купить адаптеры, которые подключаются к розетке, или вилку для замены на кабеле.

Можно ли заряжать электромобиль от обычной розетки?

Большинство производителей будут поставлять — либо в стандартной комплектации, либо в качестве дополнительной опции — кабель с трехконтактной вилкой, чтобы вы могли использовать обычную домашнюю розетку для зарядки электромобиля. Как мы уже говорили, использовать розетку на 16 ампер очень долго. Но это может спасти ситуацию, если нет другого выхода.

Сколько стоит установить точку зарядки электромобиля дома в России?

Вопрос на миллион… это недешево. Стоимость самой зарядной станции бюджетного сегмента составляет от 100 до 500 тысяч рублей. Все зависит от производителя, конструкции и мощности. Установка ее профессиональным электриком обойдется примерно до 100 тысяч рублей в зависимости от места и сложности установки.

Более мощные и продуктивные зарядные устройства стоят уже от 2 миллионов рублей и дальше. Стоит также помнить что, перед покупкой зарядного устройства стоит уточнить в управляющей компании возможности электросетей в месте предполагаемого подключения и нюансы документального оформления данного устройства.

-8

Сколько стоит зарядить электромобиль в России?

Нельзя сказать, что заряжать электромобиль в России совсем уже бесплатно. Конечно, до уровня цен на энергоносители в Европе нам еще далеко, однако стоит учитывать несколько факторов.

Например, если заряжать электромобиль дома, то средняя стоимость киловатта в России составляет 6 рублей. В Москве – дороже, в некоторых регионах — значительно дешевле. Таким образом, зарядка батареи в 53 кВт/ч будет стоить около 320 рублей. Однако от обычной розетки на это уйдет около 12 часов.

Если использовать коммерческие станции зарядки, то стоимость киловатта там доходит до 15 рублей. Так что те же 53 кВт/ч зарядить будет стоить уже почти 800 рублей. При этом процесс полной зарядки займет где-то минут 40-50.

Не стоит забывать, что иногда встречаются и государственные зарядные станции, где пока можно зарядиться электромобиль совершенно бесплатно. Они не такие быстрые – придется подождать полной зарядки 5-6 часов, да и на них часто очереди из желающих сэкономить.

В целом математика такова – самым выгодным способом зарядки исходя из стоимости километра, является городская медленная зарядка. В этом случае затраты на 100 км получаются меньше, чем у автомобилей на газу или традиционном топливе. Но иногда быстрая зарядка (которая дороже газа, но все равно дешевле бензина) просто необходима для снижения потерь времени. Решать все равно вам.