Увидим ли мы Второе Пришествие Христа до того, как мы станем межпланетный цивилизацией или религии придется приспосабливаться к новой реальности?
Не сочтите крамольными эти размышления. Я вовсе не хочу задеть чьи-то религиозные чувства. Однако думая о будущем нашей цивилизации в плане технического прогресса, невольно приходят мысли о человеческой культуре и религиозных традициях. Если человечество через 100-200 лет будет иметь постоянные места обитания на Марсе, на лунах Юпитера или Сатурна, то будет ли востребована профессия пастора или священника в космосе?
Исчезнет ли необходимость в религиозных обрядах в среде человеческой межпланетной цивилизации? Или без некоторой религиозности нам все равно не обойтись, даже если человечество создаст Сильный искусственный интеллект, и придет в итоге к цифровому и биологическому бессмертию?
Библия и то, что пророки не смогли даже представить
Люди до потопа вряд ли представляли, что звезды - это огромные Солнца. А некоторые звезды - это планеты больше Земли. Что у этих планет есть десятки Лун вокруг и каждой планеты своя атмосфера.
- Чтобы ответил Моисей, если ему сказали, что люди будут летать на самолетах и на космических кораблях?
- Как бы изменилось богословие апостолов, если бы они только смогли себе представить, что люди будут ходить по Луне, а роботизированные "колесницы" будут населять Марс?
О, если бы пророки Библии, могли бы знать настоящие масштабы космоса, как обогатило бы это их читателей. Огромная вселенная, какой был бы богатый мир. Что мы одна из миллиардов планет, и есть миры старше нас. Что мы вращаемся вокруг звезды.
Несколько столетий назад религиозный мистицизм считал крамольной гелиоцентрическую теорию, инопланетную жизнь и другие материалистические концепции в астрономии, физике и медицине. Считает ли современная церковь крамольной мысль о создании синтетических живых существ, искусственного интеллекта, как это соотносится с тем, что только Бог может творить жизнь?
Сложные вопросы для богословов
Возможны ди постоянные поселения человеческой цивилизации в космосе и на других планетах? А будет ли обнаружена инопланетная жизнь в других мирах? А если будет обнаружена, то как измениться доктрина церкви?
1. Иные миры
Профессор астрономии Дэвид Вайнтрауб размышляет над этой проблемой в вышедшей в этом году книге «Религия и внеземная жизнь: Как иметь с ней дело?». Вайнтрауб считает, что новейшие исследования космоса и доказательства жизни за пределами Земли могут вскоре повлиять на догматы мировых религий.
Ведь вместе с признанием церковью внеземных существ появляются новые проблемы богословского характера: касается ли первородный грех инопланетян? И существуют ли другие миры, кроме того, что сотворил бог?
Православная церковь, баптисты и адвентисты считают, что любой контакт с инопланетной цивилизацией - будет контактом с бесами и дьяволом. Грех и смерть на Земле - это уникальное исключение во всей Вселенной. По мнению их толкователей Библии: Бог не допустит распространения греха во Вселенной при помощи человека. В судный день Бог очистит Землю от всех остатков прошлого человеческой цивилизации. "Земля и все дела на ней сгорят" (2-Петра 3:10)
Но что делать с космическими межпланетными станциями и роботами на разных планетах? А что делать, если Второе пришествие застанет людей на Луне или на Марсе? Опять же, Библейские пророки не смогли этого предвидеть.
И все-таки, если когда-нибудь внеземные цивилизации будут обнаружены, это будет грозить разобщением официальных религиозных сил, которые занимают разные позиции по вопросу существования инопланетян. Поэтому оптимистам стоит ждать нового Вселенского собора, посвященного вопросу веры в инопланетную жизнь.
2. Искусственное бессмертие
Как изменит религию цифровое бессмертие (в ближайшем будущем)? Как измениться понятие о душе по результатам исследований нейронауки, а именно: "сознание материально, это продукт биологической деятельности организма, а не какого-то там "духа""?
Сегодня ученые создают протезы не только двигательных органов, но выращивают внутренние органы, печатают на биопринтере мышечные ткани и хрящи. Это только начало биопротезирования. Впереди нас ждут новые прорывные медицинские технологии, способные увеличить средний возраст жизни человека свыше 100 лет. Вот интересно, смогут ли создать протез мозга? Хотя слово "протез мозга" довольно таки грубо звучит, но можно себе представить, что человечество научилось выращивать нейронные структуры и обучать их. Как толко будет завершен проект картирования мозговой деятельности (Blue Brain), но ждут удивительные изобретения, такие как, чтение мыслей и запись снов, копирование сознания и передача сознания в клон человека. Цифровое и биологическое бессмертие нет так уж и далеко, как нам кажется...
И тут снова поднимается вопрос богословской этики и церковной доктрины. Человечество всегда верило, что бессмертие есть только у богов, .... А тут на тебе...
Конфликт религии и науки
В будущем нас ждут сложные вопросы и новое богословие. Надо приспосабливаться. Появляются новые богословские термины "Астротеология" (богословие самозарождения жизни), "Нейротеология" (изучает вопросы души в сознании человека. Вопросы этики искусственного интеллекта). Не является ли сегодня новые научные открытия угрозой для непогрешимости церковных доктрин? Не напоминают ли ортодоксальные богословы своим стремлением отгораживаться от этих вопросов средневековую церковь?
Мироздание это большой и сложный пазл. Каждая конфессия, каждое религиозное течение, агностик или атеист держит в своих руках всего лишь маленькие элементы большой картины мира.
- Церковь, игнорирующая надежные научные данные, догматична, и ей не выжить в планетарном обществе. Несговорчивость не может соседствовать с наукой. И наоборот, наука, бездуховная и не уважающая внутренний голос религиозного чувства, столкнется с большими трудностями, поскольку мы все живем в одном мире – приверженцы религии и ученые. (Амир Ацель, «Почему наука не отрицает существование Бога? О науке, хаосе и пределах человеческого знания»)