Найти тему
Инфореактор

«Братья, мы помним»: как маленькая и небогатая Монголия помогла СССР в годы Великой Отечественной войны

Оглавление
   Инфореактор
Инфореактор

Маленькая и небогатая Монголия стала первой страной, объявившей о поддержке Советскому Союзу после начала Великой Отечественной войны. О том, почему именно монголы стали русским братьями, а также об их вкладе в победу СССР над нацистской Германией, – в материале iReactor.

«Так начиналась война…»

В душе каждого человека, считающего Россию своей родиной, свято чтящего ее историю и подвиг советского народа, сломавшего хребет нацистской Германии, 9 мая и 22 июня каждого года звучит незамысловатый мотив, отзываясь в сердце словами:

«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа. Киев бомбили, нам объявили, что началась война…».

Советский народ встал на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, но мало кто знает, что с ним плечом к плечу встали монгольские братья, оказавшиеся надежными и верными союзниками. Монголия официально объявила о поддержке Советского Союза, причем в первый же день войны – 22 июня 1941 года.

Первая страна, чья помощь превысила поставки по расхваленному российскими либералами и самими западными пропагандистами ленд-лизу. При этом братский народ помогал всем, чем мог – и товарными поставками, и деньгами с золотом, и овчиной с шерстью, и мясом, и пищевыми продуктами, и добровольцами. Так, простые монголы собрали на нужды фронта 300 килограммов золота, 100 000 долларов и 2,3 млн тугриков, а затем купили на них 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Несомненно, это достойный уважения, мужественный и героический народ, чей подвиг уже увековечен в истории.

Монгольские добровольцы

В середине XX века Монголия еще не имела развитой промышленности, поэтому не могла производить и поставлять СССР танки или самолеты, но трудящиеся собирали почти четыре миллиона советских рублей. Именно на них были созданы танковая бригада «Революционная Монголия» и эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».

В конце лета 1943 года Иосиф Сталин лично поблагодарил руководство МНР за помощь, выразив от имени правительства признательность и всему монгольскому народу.

В годы войны в составе Красной армии воевали и монгольские добровольцы, так как народ республики полностью одобрил решение своих властей об оказании всесторонней поддержки Советскому Союзу. Эти люди признали борьбу с нацизмом и своей войной.

Историки до сих пор не установили точное количество монгольских добровольцев, ведь только на Восточном фронте их воевало до 500 человек.

Зато известно, что после окончания войны каждый десятый житель дружественной страны участвовал в Советско-японской войне. Монгольские охотники считались одними из лучших среди снайперов. Кроме того, они воевали в саперных и кавалерийских частях.

   Инфореактор
Инфореактор

Лошади из степей Монголии

Не стоит пренебрежительно к ним относиться. Во время войны монгольские лошадки считались незаменимыми на фронтах благодаря своей выносливости и неприхотливости, поэтому именно МНР стала ключевым поставщиком конного ресурса для Красной армии. Это и передислокации армий, и решение оперативных задач, и прорыв кавалерией вглубь обороны врага, как это было сделано во второй половине войны. На бездорожье и грунтовых дорогах моторизированные соединения не могли соперничать с конницей.

Первые поставки лошадей из МНР состоялись в 1941 году, а уже следующей весной монголы стали отправлять «живую силу» для нужд фронта в системном порядке.

«Неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина», – вспоминал генерал Исса Плиев, чьи легендарные конники воевали на этих лошадях.

Караваны братской помощи

Основу народного хозяйства страны составляли скотоводство и животноводство.

Знаменитые белые полушубки из овчины на офицерах Красной армии – это монгольская помощь. Кроме того, осенью 1941 года братский народ направил СССР также валенки, варежки, шарфы и другие зимние вещи, причем не только из овчины, но еще из кожи, козьей и верблюжьей шерсти. Все это пришло первым эшелоном в год начала войны.

Красноармейцы под командованием маршала Георгия Жукова получили продукты питания, хромовые сапоги, меховые жилеты и другие зимние вещи, а также теплые овечьи одеяла и знаменитый монгольский войлок для юрт. Зимой 1942 года пришел второй эшелон.

40 монгольских делегатов прибыли в СССР, сопровождая 236 вагонов, в которых воюющей стране доставили сотни тонн мяса, варенье, масло и молоко, кожаные плащи, солдатские сапоги и рабочую обувь осенью 1942 года. И это неполный перечень.

В начале весны 1943 года Монголия отправила советскому народу еще один караван. Это были тысячи шинелей, пар валенок, ватных штанов и курток, 30 тонн мыла, ножи, юрты, табак, а также продукты. В ноябре того же года прибыл пятый эшелон, доставивший не только привычные изделия, но и подарки советским солдатам от монгольских друзей.

В январе 1945 года верные союзники еще раз направили помощь. Приближался день поражения нацистской Германии.

Нельзя забывать о том, что именно дружественный монгольский народ первым протянул советским людям руку помощи в самое тяжелое время. И это была безвозмездная помощь, а не желание урвать свой кусок, как действовали американцы, продавая по программе ленд-лиза помощь союзникам. Слова, что «русский и монгол – братья навек» не были просто словами.