Поздравляю всех читателей канала с Днем великой Победы! Чтобы не происходило сейчас, этого праздника у нас никому не отнять...чтобы этот день наступил, наши бабушки и дедушки, а у кого-то и родители, клали свои жизни. Этого забыть нельзя!
Но сегодня не буду писать про военные и трудовые подвиги советских граждан, о них много написано, спето и снято множество фильмов, а хочу напомнить о подвиге людей, сохранявших в годы войны наше наследие - фонды Ботанических садов России: уникальные коллекции растений, семян, гербарные образцы, бесценные архивы. Всем их работникам пришлось очень тяжело...
В годы Великой Отечественной войны молодые сотрудники Никитского Ботанического Сада были мобилизованы и ушли на фронт. Дирекция во главе с А.С. Ковергой и некоторые сотрудники, а также лабораторное оборудование, архив и библиотека были эвакуированы на Кавказ, где сотрудники вели работу по отысканию и сбору лекарственных растений для помощи фронту. ... Оккупация продолжалась с ноября 1941 г. по апрель 1944 г.
Директор А.С. Коверга вернулся в Сад сразу после освобождения Крыма, началось восстановление и дальнейшее развитие Никитского ботанического сада.
Потери Сада: Погибли 30 сотрудников Сада (на фронтах, в партизанских отрядах, от голода, расстреляны немцами).
Ботани́ческий сад Московского университета «Апте́карский огоро́д» — самый старый ботанический сад в России, основанный Петром I в 1706 году.
В годы войны на территории Аптекарского огорода были вырыты бомбоубежища, а на производственном участке возник «коллективный огород». В лаборатории продолжались фундаментальные и практические исследования, в том числе по повышению урожайности пищевых растений.
ГБС РАН был создан уже в самом конце войны, и «стал своеобразным живым памятником Великой Победы»,
Официальной датой основания Главного ботанического сада считается 14 апреля 1945 года. Именно в этот день Президиум Академии наук СССР принял постановление «О строительстве Главного ботанического сада АН СССР в Москве». Однако еще за несколько лет до этой даты в рамках общего Градостроительного плана развития Москвы существовала программа создания ботанического сада, о чем свидетельствуют архивные документы – эскизные проекты 1940 и 1945 гг., разработанные архитектором И.М. Петровым.
Но тяжелее всех, наверное, в годы войны пришлось работникам Ботанического Сада Петра Великого (БИН РАН им. Комарова), особенно во время блокады Ленинграда
(11) 22 февраля 1714 года по указу Петра I основан Санкт-Петербургский ботанический сад, как Аптекарский огород с научными, учебными и практическими целями. Главная цель сада состояла в разведении лекарственных трав. В 1823 году Аптекарский сад был реорганизован в ботанический; а с 1934 года стал научным отделением Ботанического института им. Комарова РАН.
К началу Великой Отечественной войны в Ленинградском ботаническом саду была собрана одна из самых крупных коллекций растений в мире. После снятия блокады ученые подсчитали сумму ущерба, причиненного фашистами коллекциям сада. Сумма по меркам того времени получилась огромная - девять с половиной миллионов рублей. А ведь спасая растения, погибли еще и люди, чьи жизни были бесценны. Чтобы спасти растения, сотрудники уносили их по домам, отдавали на хранение в госпитали. Один сотрудник тропической оранжереи взял кактусы в свою блокадную квартиру, спас растения, а сам умер в 1944 году...
В отделе споровых растений Ботанического института из лишайников впервые в СССР был получен антибиотик — бинан, который представляет собой натриевую соль усниновой кислоты. Рассаду лекарственных растений, например белладонны, валерианы, начали выращивать в 1942 году после заказа от города, а уже в 1943 году был перевыполнен план по выращиванию наперстянки и других лекарственных растений. А так же овощной рассады, в основном капусты для нужд города
В госпиталях не хватало перевязочного материала, и сотрудники БИН РАН нашли средство. Для перевязок использовался мох сфагнум, обладающий бактерицидными свойствами Сейчас он иногда все еще используется в ветеринарии
Всю войну в саду работала выставка съедобных, ядовитых и лекарственных растений. Люди приходили туда, чтобы узнать, из каких растений можно сварить суп или сделать салат. В 1942 году Ботанический институт выпустил брошюру с перечнем съедобных растений, которые можно было найти в городских парках и садах, и рецептов блюд из них — салат из одуванчиков, суп из крапивы, запеканка из сныти. На выездных лекциях в госпиталях сотрудники читали лекции о съедобных и ядовитых растениях.
Самая крупная бомба упала на Ботанический сад 15 ноября 1942 года. Это был фугас весом в несколько сот килограммов. Фашисты знали, куда сбрасывать этот смертоносный заряд - рядом с оранжереями, в нынешнем здании ЛЭТИ, находился бункер командующего Балтийским флотом, его-то и пытались уничтожить фашисты, но промахнулись. В ту ночь в Ботаническом саду погибли сотни уникальных растений.
"Бомба упала во дворе в девять вечера, - пишет в своем дневнике один из сотрудников Ботанического сада, - Были разрушены все оранжереи, кроме одной. И мы до пяти утра перетаскивали туда выжившие после налета растения. Ночь выдалась холодная, минус 20 по Цельсию. Потом объявили перерыв, кормили похлебкой из клейстера, хлеба не было."
Большой вклад в сохранение фонда внес ученый-садовод Николай Курнаков, именно ему удалось спасти знаменитый кактус "Царица ночи", По сложившейся традиции, которой уже 40 лет, посетители сада выстраиваются в длинные очереди, чтобы успеть увидеть крупные необычные цветы, распускающиеся ночью, всего один раз в году.
Николай Иванович спасал суккулентную растительность. "Царица ночи" — это был кусочек обмороженного растения, сохраненный в квартире Курнакова
Оранжереи отапливали времянками и кострами из мебели, растения поливали, растапливая снег. После бомбежек из более чем 6 тыс. осталась всего 1 тыс. экземпляров растений. Сейчас на каждом спасенном растении — оливково-зеленые ленточки, повторяющие цвета медали "За оборону Ленинграда". На табличках рядом с латинскими названиями стоят даты — 1927 год, 1938 год, 1941 год. Самое старое растение — кактус Euphorbia caerulescens, рядом с ним указан 1864 год.
После войны Ботанический сад оказался на столько разрушен, что, казалось, восстанавливать его уже нет смысла. После окончания войны два выдающихся ботаника — Сергей Соколов и Владимир Комаров — обратились к президенту Академии наук Сергею Вавилову с вопросом о восстановлении оранжерей, но получили отказ. Тогда они добились приема Сталина, который вынес окончательное решение: "Саду в Ленинграде быть!"
Сегодня на экскурсиях в Саду рассказывают о подвиге людей, часто ценой собственной жизни, сохранявших уникальные экспонаты
Источники цитат и фото: Блокадный Дневник, Тасс, сайты Ботанических садов