(Журнал "Техника Молодёжи" 1936 г.)
Много тысячелетий ‚насчитывает история человеческой культуры, но только в ХVII веке люди впервые узнали о существовании огромного мира микроскопических существ, невидимых простым глазом. До этого никто и не подозревал о том, что есть какая-то невидимая жизнь, окружающая нас повсюду, жизнь, полная энергичной деятельности и борьбы мельчайших и многочисленных существ — микробов.
Об этом невидимом мире люди узнали лишь после того, как были изобретены сильно увеличивающие приборы — лупа и микроскоп.
Свойство двояковыпуклых стекол (линз) давать увеличенное изображение предметов было известно еще в древней Греции и Риме, а в ХIII веке линзами уже начали пользоваться при чтении (очки). Но первый микроскоп, представляющий собой комбинацию двух линз, был изобретен только в 1590 году голландскими ремесленниками братьями Янсенами.
Знаменитый итальянец Марчелло Мальпиги (1620—1694 годы), один из основоположников научной анатомии и физиологии, пользовался в своих работах стеклами, дававшими значительное увеличение. При помощи этих стекол Мальпиги сделал ряд замечательных наблюдений и исследований: он дал первое научное описание строения легких, правильно истолковал строение и функцию желёз, заложил основы современных представлений о строении кожи и почек, открыл, что желчь образуется не в желчном пузыре, а в печени. Изучая развитие зародышей, Мальпиги заложил основы современной эмбриологии, т. е. учения о зародышевом развитии.
Мрачная эпоха средневековья сменилась так называемой эпохой Возрождения. На смену феодализму пришла энергичная буржуазия, которая была в то время прогрессивным классом. Начинается пышный расцвет науки и развитие целого ряда новых производств.
Изобретение простейшего микроскопа колоссально раздвинуло рамки научного познания. С его помощью Роберт Гук открывает в 1665 году, что растения состоят из отдельных клеток. При помощи увеличительных стекол удалось обнаружить существование целого ряда низших животных и изучить тонкое строение органов мелких насекомых, лягушек и т. п.
Знаменитое изречение древнеримского мыслителя Плиния (23—79 годы до нашей эры) — «природа велика и в самом малом» — получило реальное подтверждение.
Первым, кто приоткрыл завесу над неведомым миром загадочных мельчайших организмов, был ученый монах и профессор Афанасий Кирхнер (1607—1680 годы). Пользуясь довольно сильной лупой, Кирхнер заметил, что в загнившем мясе, молоке, сыре, а также в крови больных появляются мельчайшие живые «червячки». Это и были микробы. Но о них ученый мир услышал лишь через несколько лет.
Начиная с 1673 года, голландец Антон ван - Левенгук (1632—1723 годы), умевший сам изготовлять прекрасные линзы, увеличивавшие до 270 раз, стал посылать в Английское научное королевское общество сообщения о своих открытиях. Так возникла новая наука, наука о микробах —микробиология. И Левенгук по заслугам считается основателем современной описательной микробиологии.
То, что рассказывал Левенгук было поразительно. В постоявшей на воздухе дождевой воде, в испражнениях, в различных настоях Левенгук увидел мельчайшие живые существа, двигавшиеся там, «как щуки в воде».
В письме королевскому обществу от 1683 года Левенгук дал зарисовку виденных им удивительных «зверюшек». Это было первое в истории науки изображение микробов.
Но как ни удивительны были все рассказы Левенгука, самое замечательное, пожалуй, заключалось в тех письмах, в которых голландец сообщал об открытии им микробов... во рту человека.
Взяв немного налета, образующегося на зубах, разболтав его в воде и поместив каплю под микроскоп, Левенгук нашел там целый мир живых существ. «С величайшим изумлением я видел множество мельчайших животных, весьма оживленно двигавшихся», писал Левенгук. «В моем рту, — добавил он, — их больше, чем людей в Соединенном королевстве» (т. е. в Англии).
Итак, хотя микробы и были открыты, но дальше примитивного описания их некоторых внешних особенностей дело не пошло. Замечательные открытия Кирхнера и Левенгука прошли абсолютно бесследно для медицины.
Только в 1762 году, через 79 лёт после первого письма Левенгука в королевское общество, венский ученый Пленсиц впервые высказал мысль, что эти мельчайшие существа являются возбудителями болезней животных и человека. Пленсиц даже сделал исключительно смелое для того времени предположение, что каждая болезнь вызывается особым возбудителем — специфическим микробом. Но экспериментально доказать и обосновать эту несомненно гениальную мысль Пленсиц не мог.
Между тем систематика микробов и изучение их внешних особенностей делали большие успехи. Стали изготовляться сложные микроскопы, дававшие увеличения не в 270 раз, как у Левенгука, а в несколько сот раз и более. Трудами О. Мюллера, Петри и, наконец, знаменитого ботаника Кона были созданы основы современной классификации микробов.
Но опять-таки все эти исследования шли мимо медицины. Ученые продолжали заниматься почти исключительно изучением внешнего вида микробов, изучением их строения.
Но вот появляются замечательные работы французского ученого Луи Пастера, которые производят целый переворот в микробиологии и поворачивают решительным образом эту науку в сторону обслуживания практических потребностей человечества.
Луи Пастер тщательно изучил процессы брожения. И вот в 1857 году он неопровержимо доказал, что всякое брожение происходит всегда при участии микробов. Ему удалось также выяснить те условия, которые или благоприятствуют деятельности микроорганизмов, или же, наоборот, препятствуют ей.
В дальнейшем Пастер вместе со своими учениками доказал, что не только процессы брожения, но и любое инфекционное заболевание человека, животных и растений имеет свой специфический возбудитель — микроб.
Пастер не прославился открытием новых микроорганизмов, но он сделал более важное дело: он нашел общий принцип борьбы с инфекционными болезнями и разработал метод предохранительных прививок против ряда опасных заболеваний — бешенства, сибирской язвы и др. Еще до этого Пастер установил причину инфекционной болезни шелковичных червей, так называемой пебрины. При этом он указал и метод борьбы с ней путем уничтожения зараженных яиц.
Произведя ряд специальных исследований, Пастер окончательно разрешил вопрос о самозарождении жизни на земле.
На основании работ Пастера в настоящее время широко применяется так называемая пастеризация пищевых продуктов, которая обеспечивает их сохранность на более продолжительное время. Так, например, производится пастеризация молока путем нагревания его до температуры в 55-77 градусов. При этом микроорганизмы, находящиеся в молоке, гибнут.
Точно так же, руководствуясь открытиями Пастера, английский хирург Листер разработал метод обеззараживания ран.
В истории микробиологии, наряду с Пастером, ярко блещет имя другого ученого — немца Роберта Коха (1843—1910. годы).
Кох впервые ввел метод искусственного разведения микробов на «твердых средах», например на картофеле. Он разработал способы окраски бактерий, что намного облегчило их обнаружение и изучение. Он много потрудился над точным определением каждого отдельного микроба, пользуясь тончайшими различиями между разными видами микроорганизмов. Но важнейшая заслуга Коха — это открытие возбудителя туберкулеза, так называемой «коховской палочки». Ему же принадлежит и честь открытия возбудителя холеры. Кроме того, Кох разработал вопрос о происхождении сибирской язвы и заражении ран.
Микробиология получает необычайный расцвет. Открывают вскоре возбудитель проказы, возвратного тифа. Затем находят возбудителей малярии, брюшного тифа, холеры, дифтерии, столбняка.
В 1895 году был открыт микроб, вызывающий чуму. В 1905 году ученые находят возбудителя сифилиса — бледную спирохету.
А каждое открытие возбудителя болезни означает, что в руках медицины появилось еще новое могущественное средство борьбы с болезнями.
Это было поистине триумфальным шествием микробиологии, которая только что оформилась как наука. И могучий толчок к этому необычайному расцвету микробиологии был дан Луи Пастером и Робертом Кохом.
Впрочем, это не мешает германским фашистам обливать грязью своего славного соотечественника, когда они усмотрели в крови Коха и его ближайших сотрудников «микробы не вполне арийского происхождения». Великого Коха, много лет боровшегося с туберкулезом, фашистский журнал «Народное здоровье из крови и почвы» называет «отравителем немецкого народа». Так оценили фашистские мракобесы этого величайшего ученого.
Практическое применение микробиологии не ограничивается лишь областью медицины. Современное сельское хозяйство немыслимо без микробиологических знаний. На деятельности микробов основан целый ряд производств — хлебопечение, пивоварение, производство уксусной и лимонной кислот, сыроварение, консервное дело. Вся пищевая промышленность строится с учетом полезной и вредной деятельности микроорганизмов.
Если бы можно было вдруг выбросить из арсенала человеческой культуры все достижения науки о микробах — это было бы равносильно катастрофе.