5,4K подписчиков

Русский музей в годы Великой Отечественной войны

1,7K прочитали

День Победы – важный для нашей страны праздник. 9 мая мы вспоминаем великий подвиг людей, которые отдали свои жизни во имя и в защиту Отечества. Сегодня мы хотим рассказать о жизни Русского музея в годы войны.

Перед фасадом Русского музея. 1944-1945
Перед фасадом Русского музея. 1944-1945

Бесценные шедевры русской культуры не должны были пострадать или попасть в руки врага. Подготовка к эвакуации произведений из Михайловского дворца Русского музея началась с первых дней войны и была проведена в кратчайшие сроки. За 8 дней от начала войны было снято со стен, перемещено в новые места хранения и подготовлено к вывозу свыше 7.5 тысяч картин. Самые ценные коллекции, куда вошли картины, скульптура, графика, произведения древнерусского искусства, подлежали первоочередному вывозу. Эвакуация экспонатов 1 категории началась 1 июля 1941 года. Работы были перевезены сначала в Горький, а потом в Пермь и Соликамск. Ответственным за произведения в эвакуации стал Петр Казимирович Балтун, директор Русского музея. Всего было эвакуировано 26 000 экспонатов и 20 400 архивных материалов. Среди них: «Последний день Помпеи», «Торжественное заседание Государственного совета», «Бурлаки на Волге», «Переход Суворова через Альпы», «Архангел Гавриил. Ангел Златые Власы» и другие.

Несмотря на масштабную эвакуацию, многие экспонаты остались в стенах музея. Произведения помещали в подвалы Михайловского дворца. Шеститонная скульптура Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» была укрыта в земле. При артобстрелах картины, ящики, скульптуру перемещали в безопасные места. Рискуя жизнью, обессилевшие сотрудники спасали музейные сокровища в блокадном Ленинграде. Помните об их подвиге, приходя в музей любоваться всемирными шедеврами искусства!

У немецких артиллеристов памятники архитектуры Ленинграда нумеровались как объекты для уничтожения. Свой номер был и у нашего музея. На территорию Михайловского дворца гитлеровцы сбросили 11 фугасных и сотню зажигательных бомб, а при артобстрелах – свыше 40 снарядов. От взрывов оставались воронки в земле и разбивались стекла. Глубокие трещины от бомбежек появились на корпусе Бенуа и флигеле Росси, впоследствии эти повреждения были устранены.

Георгий Ефимович Лебедев, заместитель директора Русского музея, оставался в музее во время войны и блокады, организовывал хранение художественных произведений в Михайловском дворце.

Цитата из дневника Г.Е. Лебедева от 10 мая 1942:

«Один из наиболее острых моментов во всей моей жизни — тушение зажигательных бомб, упавших в садике перед главным фасадом. Рядом горит крыша Музея этнографии. Багровое зарево освещает низкие тучи. Я, Фармаковский, Эмме и кто-то еще засыпаем песком шипящую гадину, она брызжет огнем, слепит глаза, воняет, не желает сдаваться. И все это время над головой — басовый, тяжелый гул «хейнкеля». Весь организм тревожно ждет страшного удара фугасной. […] Непрерывно гремят зенитки. В их оркестр врывается дискантовый вой осколков; они шлепаются где-то совсем близко, сбивают листья с кустов, барабанят по крышам. Вскоре, сидя в бомбоубежище и немного успокоившись, я пытаюсь дать себе отчет в происшедшем. Что же, собственно, произошло? Как будто ничего особенного, значительного, необычного. Мы сделали только то, что делают сейчас многие ленинградские мальчишки. Но почему же так бьется сердце, зачем эта бледность щек и нервная дрожь пальцев?»

Из всех сотрудников музея, остававшихся в блокадном Ленинграде, выжили только семеро. А из 300-тысячного собрания музея не пострадал ни один экспонат.

Невзирая на сложные условия военного времени, связанные с участившимися в 1943 г. артиллерийскими обстрелами, в последние месяцы блокады в Русском музее возобновляются выставки. Так, в сентябре в его залах были показаны работы классика ленинградской графики В.М.Конашевича. А уже после полного снятия блокады, соответственно в июле и сентябре-ноябре 1944 г. зрители могли ознакомиться с произведениями художников Ленинградского фронта и пяти ленинградских мастеров (В.М.Конашевич, В.В.Пакулин, К.И.Рудаков, А.Ф.Пахомов, А.А.Стрекавин). Долгожданный день возвращения музейных экспонатов состоялся 14 октября 1945 г., когда эшелон с драгоценным грузом прибыл в Ленинград. Впереди были еще семь месяцев восстановительных работ в дворцовых помещениях, по завершении которых, в намеченный срок – первую годовщину Победы, 9 мая 1946 г. для посетителей была открыта экспозиция «Русское реалистическое искусство XIX века», а впоследствии – и другие разделы музея.

9 мая 1946 г., в первую годовщину победы над фашизмом, для посетителей открылась экспозиция в залах первого этажа музея, а осенью смогли принять зрителей и залы второго этажа. Несколько позже, 8 ноября 1949 г., в восстановленном корпусе Бенуа была открыта экспозиция советского искусства. Можно представить, каким праздником стала первая послевоенная выставка. Люди не могли поверить, что вещи настоящие, пытались их потрогать. Искусство было для них частью уже забытого, другого довоенного мира.

Михайловский дворец. 2023
Михайловский дворец. 2023

Низкий поклон и вечная память всем защитникам Отечества. С праздником, дорогие друзья!