Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут
…Мы на пути в Бобренёв монастырь.
Дорога от пешеходного Бобренёвского моста до обители в принципе недолгая – всего километра три (подчёркиваю: монастырь – Бобренёв, а мост – Бобренёвский… хотя в принципе-то что Бобренёв, что Бобренёвский – это одно и то же… чуть не сказал «хрен редьки не слаще»… но не сказал, а только написал).
По правой стороне дороги раскинулась пашня и на ней идут весенние полевые работы. Посадка какой-то культуры.
Оказалось, что местный совхоз сажает капусту. Это знание жена получила, поинтересовавшись у работника (хотя прежде и сама догадалась… в общем, можно сказать, подтвердила свою гипотезу). Потом в своём профиле «ВКонтакте» она запишет/похвастается: «Кто знает, как сажают капусту в промышленных масштабах? Я вот теперь знаю…»
…Кто знает, что за трактор? «Беларус» или другой?
***
…По этой надписи на машинке мы узнали название совхоза.
«Сергиевский» (очевидно, что этимология связана с Сергием Радонежским).
***
Бобренёв монастырь находится в селе Старое Бобренево (что удостоверяет/подтверждает указатель на снимке ниже). Монастырь мужской. В Коломне это самый древний среди всех других монастырей.
***
…Вот мы и вошли внутрь монашеской обители.
Из истории: «…Монастырь был возведён на деньги князя Дмитрия Донского, а наблюдал за строительством князь Боброк-Волынский, который был правой рукой Дмитрия Ивановича. Второе название монастырь получил, потому что был возведён на землях боярина Бобрени…»
Из православных источников: «…В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец (Волынскмй), в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету…»
Также есть другая легенда, согласно которой монастырь был построен в лесах, где промышлял Бобреня-разбойник (явно из боярского роду-племени). По третьей версии своё название обитель получила от слободки Бобрихи, находящейся неподалёку. Уверен, что у следующих поколений исследователей/историков возникнет и ещё одна версия (а, возможно, и не одна, а много новых… хороших и разных).
…Построенный монастырь имел тогда стратегическое значение: он контролировал дорогу из Владимира в Коломну. Согласно одной из легенд, в те времена существовал подземный ход, ведущий от Бобренева монастыря под Москвой-рекой к Пятницким воротам Коломенского Кремля (около которых сейчас идёт бойкий торг калачами, изготовленных будто бы по старинным рецептам).
***
…Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV–XV веков.
В разные времена монастырь был то в расцвете, то в упадке. Например, в начале XIX века монастырь захирел, ибо потерял самостоятельность (стал частью другого монастыря). Самостоятельность снова получил только в 1850 году.
Тяжёлые времена для монастыря наступили с приходом к власти большевиков и установлением в стране советской власти:
«…В 1917–1918 г- г. в монастыре происходили ужасные вещи. Обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб.
В начале 1920-х г- г. монастырь закрыли. Но, в силу определенной консервативности Коломенского уезда, это не проходило так стремительно, как в городе. Некоторые монахи оставались ещё на своих местах, продолжали приём и лечение больных. Совершалась служба в соборе и Феодоровском храме.
Церкви монастыря были закрыты в 1930 г…»
В дальнейшем в братском корпусе были устроены квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и опять квартиры для рабочих.
В течение десятилетий в двух монастырских церквях хранили минеральные удобрения. Однако еще в середине XX в. в ризнице находилась часть монастырской библиотеки.
Потом в церкви в церкви Феодоровской иконы был устроен гараж: «…Алтарная стена была пробита, и через неё в храм заезжали трактора. Монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу. В бобренёвском магазине, по соседству, в эти страницы, на которых была запечатлена история обители, заворачивали селедку… В конце концов, монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падежный скот, битое стекло, мусор…»
Из православных источников: «Положение изменилось лишь в 1989 г, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Все более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобренёве.
В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренёва монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы…»
***
…Подводя некоторый итог.
Древние строения и храмы на территории монастыря не сохранились.
Нынче на территории монастыря находятся два храма: Храм Рождества Богородицы (1790 год) и Храм Святого Великомученика Фёдора (Феодора)/Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери (1860 или, по другим источникам, 1861 год). Корпуса с кельями относятся к XVII–XIX вв. Ещё в 1778 году была построена реставрируемая ныне ограда с воротами и башнями, которая, как пишут, не имеет аналогов во всем Подмосковье.
…На снимках ниже Храм Рождества Богородицы (с двух разных сторон/торцов и со стороны главного входа).
***
На снимке ниже – часть реставрируемого Храма Святого Великомученика Фёдора/Храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери
***
…Внутри Храма Рождества Богородицы…
Поначалу в церкви мы были совсем одни. И жена очень долго общалась с дежурным монахом («дежурный монах» – не моя придумка… когда мы подошли к церкви, она была заперта и на дверях было написано, что «дежурный монах» отошёл и скоро подойдет).
***
Повторюсь: супруга очень долго беседовала с монахом, узнавая историю монастыря. Я не стал мешать их разговору, вышел на улицу и довольно долго её ожидал.
…Через какое-то время ко входу к Храму подошла группа школьников-подростков, ведомая старшими дамами (возможно, преподавателями). Одна из дам перед входом с храм объясняла детям, как правильно креститься и как вести себя в церкви. Ребята стали активно креститься и кланяться.
***
На территории монастыря много руин/развалин… или полуруин/полуразвалин.
Соответственно, кругом идёт или стройка, или же то, что можно назвать реставрационными работами…
***
…Я обошёл вокруг храма (я всегда обхожу храмы вокруг… не знаю, почему сложилась во мне такая уважительная традиция, хотя сам я скорее агностик).
С обратной стороны Храма крест – там похоронен архиепископ Григорий, в миру Юрий Сергеевич Чирков (годы жизни: 1942 – 2018), епископ Русской православной церкви, архиепископ Можайский, викарий Московской епархии.
***
…Храм Рождества Богородицы с обратной стороны.
***
…Храм Святого Великомученика Фёдора (Феодора)/во имя Феодоровской иконы Божией Матери с обратной стороны… Этот храм огорожен по всему периметру и закрыт для посещения.
***
…На обратном пути оказалось, что пешеходный мост снова разведён. В этот раз ждать пришлось довольно долго. Прошли две «встречные» баржи. Сначала дна справа налево, затем минут через 10-15 соизволила проследовать вторая слева направо.
...Если есть свободное время, посмотрите видеоролики...
Окончание следует.
Начало тут:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7
ЧАСТЬ 8
ЧАСТЬ 9
ЧАСТЬ 10
ЧАСТЬ 11