Он был возведён в Магнитогорске – городе, который дал сталь для каждого второго танка и третьего снаряда. Памятник открыли 29 июня 1979 года. Тогда отметили, что тема меча Победы связывает монументы «Родина-мать» в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Позже, в 1981 году, к ним присоединилась скульптура «Родина-мать» в Киеве.
Авторами композиции были архитектор Яков Белопольский и скульптор Лев Головницкий. Высота памятника составляет 15,6 м, возведён он на холме высотой 18 метров. Статуи, изготовленные в Ленинграде, представляют собой рабочего, передающего оружие (его символизирует меч) воину. В комплекс входят ещё каменный цветок с вечным огнём, трапеции с именами магнитогорцев-Героев Советского Союза и добавленные в 2005 году плиты с именами более 14000 погибших в войне земляков.
Монументальную композицию дополняет индустриальная панорама на Магнитогорский металлургический комбинат. Символично, что фигура рабочего ориентирована в сторону завода, а воин смотрит на запад, откуда пришёл враг.
В годы войны в Магнитогорск было эвакуировано 34 предприятия, имевших отношение к металлургии. Большинство было из Украины. Объединение с ними позволило в кратчайшие сроки освоить производство броневой стали, которую на ММК до этого не выпускали.
Возвращаясь к памятнику, хочется отметить интересный факт. В начале 1930-х годов, спасаясь от голода, в Магнитогорск на несколько лет из Казахстана приезжала семья Ивана Степановича Одарченко – фронтовика, с которого скульптор Вучетич ваял памятник Воину-освободителю в Берлине. Его отец Степан Михайлович работал на металлургическом комбинате, а погиб в войну под Сталинградом – там, где впоследствии будет стоять на кургане «Родина-мать». Такое вот переплетение судьбы одной семьи с тремя монументальными памятниками нашей Победе.