Найти в Дзене

Эксперимент «Без телефонов»: учитель старших классов убедил учеников отказаться от гаджетов на неделю

Оглавление
Amir Hosseini
Amir Hosseini

Учитель старших классов Тельмо Ласкано из испанской Страны Басков предложил своим ученикам провести эксперимент: на неделю отказаться от своих любимых телефонов и все это время вести дневник, записывая свои мысли, чувства и эмоции по поводу происходящего. Телефоны хранились в школьном сейфе. 19 из 23 учеников в возрасте 15-16 лет согласились на эксперимент, подтвердивший мнение учителя после многолетних наблюдений за детьми: компульсивное пользование телефонами им вредит. Инициативу, основной целью которой является более осознанное использование телефонов, подхватили и другие учебные заведения.

Существует множество исследований и книг, посвященных влиянию гаджетов на детей и подростков. Их авторы единодушны: у человечества есть повод для переживаний. Современные дети проводят перед экранами слишком много времени.

Но помимо исследований, у учителя Тельмо есть реальный опыт: на протяжении многих лет он видит своих учеников с телефонами в руках. Однажды он решил спросить у самих ребят, сколько времени они тратят на телефоны. Дети были откровенны и показали ему статистику: в среднем они использовали телефон 5-6 часов в день, а в выходные эта цифра могла достигать 7-8 часов. Кроме того, разговаривая со своими учениками, Тельмо понял, что большинство из них понятия не имеет, как на самом деле устроены социальные сети и почему огромные корпорации тратят миллиарды на то, чтобы предложить им бесплатные приложения.

Тельмо Ласкано, источник: La Vanguardia
Тельмо Ласкано, источник: La Vanguardia

Все началось с просмотра документального фильма «Социальная дилемма», вокруг которого разгорелись оживленные дискуссии. Речь шла не об учебе или оторванных от жизни фактах, а о том, что было близко и понятно подросткам, что занимало огромную часть их жизни. Тельмо с учениками обсуждали разные аспекты социальных сетей: фильтры, позволяющие выглядеть иначе, чем в жизни, подписчиков и «друзей».

И лишь после этого Тельмо предложил подросткам эксперимент, в результате 19 из 23 учеников класса согласились попробовать. Телефоны отправились на хранение в сейф, а дети начали вести дневники.

В первые три дня произошло именно то, о чем говорят большинство исследований: проявилась яркая картина зависимости. Участники эксперимента нервничали, плохо спали, ели больше, чем обычно, не справлялись со скукой, чувствовали раздражение. Эксперимент начался в четверг, а через несколько дней, после выходных, ощущения подростков начали меняться.

В дневниках появились записи о том, что настроение у детей улучшилось. Многие чувствовали облегчение, словно сбросили тяжелую ношу. Они стали выходить на улицу, чтобы просто погулять, читали книги, отправлялись в гости к родственниками. А если видели что-нибудь красивое, например, закат, то могли просто насладиться его видом, не бросаясь тут же снимать видео.

За день до окончания эксперимента подростки поделились с Тельмо своими ощущениями. Как ни странно, они не считали дни до воссоединения с телефонами. Некоторые даже высказали нежелание и опасения, что все вернется на круги своя. В день Х все вели себя по-разному, кто-то стремился наверстать упущенное, кто-то отнесся к возвращению телефона намного спокойнее.

Целью эксперимента было дать подросткам возможность научиться использовать телефон более осознанно, заставить их задуматься о том, какое место гаджеты на самом деле занимают в их жизни. Через несколько месяцев класс вернулся к обсуждению результатов эксперимента и оказалось, что у части учеников экранное время снизилось вдвое.

В чем же опасность бесконтрольного использования телефонов

Все мы непроизвольно становимся участниками борьбы больших корпораций за наше внимание. Так как наше время конечно, компании борются за то, чтобы как можно большую его часть мы проводили перед экранами, предоставляя информацию о себе, которая затем продается. Для детей это может иметь печальные последствия, виртуальная жизнь влияет на их самооценку, способность к концентрации и психическое здоровье.

Кроме того, интернет делает доступным для детей и подростков вредоносный контент, связанный с насилием, порнографией и прочими травмирующими психику вещами.

Самооценка подростков зависит от социального одобрения, а социальное одобрение в виртуальной реальности измеряется количеством лайков и подписчиков. Таким образом, любой контент, вызывающий реакцию людей, может восприниматься ими как желаемый.

Не менее важны те вещи, которых дети не делают из-за слишком активного присутствия в интернете. Если ребенок проводит 5-8 часов в день перед экраном, у него просто не остается времени на двигательную активность, спорт, общение с природой и на живое общение в людьми, которому тоже необходимо учиться.

Переходный возраст — сложный этап, а психическое здоровье современных подростков становится все более хрупким. С 2009 года по всему миру увеличилось количество подростков, страдающих от неврозов, депрессий и других расстройств.

Что же нам с этим делать?

Учить детей, не пытаться запрещать, а быть с ними. Шаг за шагом вести их по этой дороге. Есть программы, доступ к которым запрещен для детей до определенного возраста. Родители должны следить за тем, чтобы так и было. Каждому инструменту, каждому приложению — свое время. Не секрет, что многие бизнесмены, влиятельные люди из мира технологий отправляют своих детей в школы, где они проводят время на природе, не прикасаясь к телефонам и другим гаджетам.

Почему же семьи допускают появления телефонов у маленьких детей?

Очень просто, есть два фактора, влияющих на решение родителей.

Первый: безопасность, ведь родители хотят иметь постоянный контакт с ребенком, иметь возможность позвонить ему, знать, где он находится в любой момент.

Второй: окружение. Родители не хотят, чтобы ребенок чувствовал себя белой вороной, единственным в классе или группе, у кого нет телефона. Поэтому дружное родительское сообщество единомышленников могло бы значительно помочь решению этой проблемы.

Кто поможет родителям?

Ждать помощи от корпораций не приходится. Ведь между ними существует жесткая конкуренция за пользователя. Если какая-то из социальных сетей делает шаг навстречу экологичности (например, убирает возможность ставить «лайки»), другая тут же делает их доступными, перетягивая аудиторию к себе.

Однако со стороны правительств в разных странах все чаще делаются шаги по защите детей от опасностей цифрового мира. Например, в США, в штате Юта, планируется ввести «цифровой комендантский час», запрет для пользования социальными сетями для несовершеннолетних на время с 23.00 до 6 часов утра.

В Европе рассматривают возможность введения цифрового паспорта, позволяющего регулировать доступ несовершеннолетних к социальным сетям или определенному контенту.

Автор: Наши Дети, источник: La Vanguardia

Фотография: Amir Hosseini, Unsplash