Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Станислав Любшин: Моя мечта детства осуществилась

В нечастых интервью Станислав Любшин непременно вспоминает детство – подмосковное село Владыкино, мать, игравшую в совхозной самодеятельности, отца, ревновавшего супругу, и от ревности после каждого спектакля хватавшегося за мольберт. Именно отец дал сыну напутствие в профессию, посоветовав если и выходить на сцену, то солистом, а не в массовке.

Часто вспоминает и кислородно-сварочный техникум, где с треском провалился на вечере художественной самодеятельности (вышел Дедом Морозом, а детишки, увидев худющего дедушку в халате с чужого плеча, дружно разревелись от жалости). После окончания Щепкинского училища его пригласили сразу двадцать семь театров. Начинающий артист выбрал «Современник», где дебютировал в роли Славки в «Пяти вечерах». А уважение и нежность к руководителю театра Олегу Ефремову сохранил на всю жизнь и был занят в последнем спектакле Олега Николаевича «Сирано де Бержераке».

Известность к Любшину пришла после роли, сыгранной в фильме М.Хуциева «Мне двадцать лет», ставшем своеобразным дебютом целого поколения кинематографистов (достаточно вспомнить, что даже эпизодические роли там исполнили режиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский). Потом был триумфальный успех фильма «Щит и меч», где Любшин сыграл разведчика Иоганна Вайса (он же – Александр Белов). Критики писали об особом интеллектуальном обаянии актера, о современном психологизме его игры, а режиссеры предлагали роли героев, про которых было сказано: интеллигент.

-2

«Мне на фронт не удалось попасть. И когда вышел фильм "Щит и меч", то это была моя мечта – бороться с фашизмом, с самым страшным злом. Это все для меня всерьез было. Моя мечта детства осуществилась. Я перед фильмом "Щит и меч" еще снимался в "Третьей ракете" по повести Василя Быкова, потом была "Альпийская баллада" – там из плена убегал, за мной собаки гнались, трагически закончилась жизнь этого персонажа» – вспоминает Станислав Андреевич.

В «Современнике» он дебютировал в роли Славки в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Эта пьеса вообще для него оказалась счастливой. В 1978 году он вновь встретился с ней, уже в кино: в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» сыграл главную роль – Ильина. Партнершей Любшина в этом удивительно нежном, тонком, виртуозном фильме была неподражаемая Людмила Гурченко. За роль Ильина благодарные зрители популярнейшего в те годы журнала «Советский экран» назвали Станислава Любшина лучшим актером года.

«Помню потрясающий эпизод в "Пяти вечерах". Там его герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: "Не для меня поет весна и в небе жаворонок вьется…". Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова, и такая тоска была… А Любшин, не зная про меня, все это понял. Он вообще все понимает» – говорил сам Володин после работы со Станиславом Любшиным.

Ради роли в фильме Тарковского «Андрей Рублев» Любшин ушел из Театра на Таганке и отказался принимать участие в съемках другого фильма, уже подписав договор. За это руководство Госкино запретило актеру работать в кинематографе на год.

-3

«В жизни была страшная полоса, когда Тарковский мне морочил голову с фильмом "Андрей Рублев". Морочил голову года два, что я буду играть Рублева. Перед этим, увидев "Заставу Ильича", написал мне такую записку, что я оглашать ее не буду, храню в архиве. И вот он: "Слава, ты будешь играть Рублева". Какие-то делали с ним заготовки, пробы делали. А потом у него стало дело затягиваться. Время идет, идет, а меня в другие фильмы приглашают, я иду на какие-то переговоры. Спрашиваю у него: "Ну что, Андрей?". Он говорит: "Слава, пробуйся. Если чего-то будет надо, я тебе тут же скажу. Но это будет обязательно"...», – рассказывал Любшин. Но в знаменитом «Андрее Рублеве» главную роль в итоге исполнил не он, а Анатолий Солоницын...