Буллинг – понятие, которое сегодня все чаще слышим в жизни современного человека. Буллинг является разновидностью насилия и может выражаться по-разному. Среди школьных педагогов и психологов эта проблема достаточно актуализирована. Обычно школа остается крайней в этой проблеме, родители часто обвиняют учителей и много ожидают от школы в разрешении школьных конфликтов. Но никакая профилактическая работа не даст ожидаемый эффект, пока именно родители не проникнутся причинами возникающих трудностей общения в школьной жизни своих детей. В век информации современные родители остаются малограмотными в вопросах психологии семейного воспитания.
Когда я работала школьным психологом, решила провести исследование причин школьного буллинга.
Школьный буллинг можно поделить на его две основные формы.
- Физический школьный буллинг – это нанесение побоев от легких до существенных, включает в себя: пинки, подножки, толчки, удары, переходящие в избиение.
- Психологический школьный буллинг– это действия на психику, очень разнообразные, но цель которых: причинить психологическую боль. Чаще всего это словесные оскорбления, преследование, запугивание и угрозы, а также – игнорирование. Последнее действие особенно болезненно для подростка.
Я использовали в исследовании метод неоконченных предложений, который охватил все стороны отношения в семье. Затронуты были сферы общения: детско-родительские, сибллинговые, супружеские. Результаты исследований показали, какую огромную роль играет семейное воспитание в выборе модели поведения ученика в школьном коллективе.
Напомню, что буллинг – это травля одного человека другим, тогда, когда остальные или участвует в этом или пассивно наблюдает за насилием. По данным исследования, около 72% отвечающих испытывали на себе насилие. Более половины подростков встречались с насилием в семье. Это конфликты разного характера между братьями и сестрами, это скандалы между родителями, свидетелями которых становятся дети, это и психологическое и физическое давление в школе.
К сожалению, в школу дети приходят уже обученные приемам буллинга. Родители не задумываются о последствиях воспитательных мер, которые они применяют к собственным детям. Напомним, что свой недостаток знаний возрастных особенностей подрастающих детей они компенсируют родительской властью, подавляя личность ребенка.
Чтоб получить «удобного» ребенка, нужно всего лишь обозначить его беспомощность и зависимость от родителей, вызывая в нем чувства стыда, вины, тревоги, которые переходят в злость и обиду. Отреагировать эти «тяжелые» чувства ребенок не имеет права в семье, и приносит их в школу.
Именно в семье начинают расти агрессоры, жертвы или управляемые. Агрессоры — это те, которые повторяют поведение властной фигуры в семье. Жертвы – это те, которых травят, а они преимущественно терпят, редко обращаются за помощью или все же пытаются противостоять, но тщетно. А вот остальные участники травли – это те, кто стал уже настолько привык к подобным ситуациям, что не чувствуют опасности и безобразности происходящего на их глазах. Они привыкли, адаптировался к ситуациям насилия, сначала дома, а потом и в школе. Поэтому спокойно наблюдают или же примыкают к агрессорам, «подтравливая» жертву.
Большинство подростков понимают, что насилие психологическое, а тем более физическое осуждается в обществе и они тоже стараются принять позицию, неприемлемую насилии. Однако, на практике буллинг в школе — явление очень распространенное и дети не отдают отчет своим действиям, не оценивая их как насильственные. Если в семье взрослые перекладывают ответственность на детей – за свои эмоции, за свои неудачи, если игнорирование и другие виды эмоционального и даже физического насилия присутствуют в семье – дети воспринимают это как допустимые формы взаимоотношения. С этим выученными моделями взаимодействия они приходят в школу и успешно их активизируют.
К примеру, потребность в самоутверждении может проявляться в агрессивной форме у тех детей, родители которых не помогают и не поддерживают, а всерьез соревнуются и конкурируют со своими детьми. Потребность быть значимым, ценным и принятым для таких детей остается не реализованной, поэтому агрессивные действия в школе помогает им компенсировать то, что они не получают дома.
Жертвы формируются в тех семьях, где поддразнивать и смеяться над собственным ребенком «с любовью и наилучшими намерениями» принято родителями. Опасность в том, что ребенок привыкает к тому, что с него смеются, даже если он чувствует дискомфорт и бессилие. Но противостоять этому он не научен, напротив, он научен смиряться с этим. Часто в семье жертвы буквально вдалбливают в голову, что ребенок не такой, как надо, что никчемный и беспомощный. Чтоб сохранить свою личность, у такого ребенка вырабатываются защитные механизмы, но только не умения попросить о помощи, защитить себя.
Третья сторона – те, которые наблюдают за насилия. И эта категория беспокоит больше всего. Как известно, в толпе личная ответственность размывается, просыпаются низменные потребности. Травля превращается в развлечение, которые так необходимы современным подросткам.
Итак, в результате родительского поведения и стилей воспитания у детей формируется много искривленных представлений о себе и других. Неудовлетворенные потребности дети пытаются искаженными, если не сказать извращенными, способами.
Чтобы воспитать физически и психически здорового ребенка, родителям важно изучать этапы психологического развития детей. Но еще важнее взрослому человеку знать и понимать этапы развития собственной личности, чтобы удовлетворять свои психологические потребности здоровыми способами, а не компенсировать их за счет детей.
--
Автор статьи: Голдан Наталья (психолог)
Источник: https://psyh.info/article/detskaya-psihologiya/bulling-put-iz-doma-v-shkolu.html