Беседовал четыре года назад с Андреем Макаревичем* о новой книге с длинным + банальным названием «Машина времени. История группы. Юбилейное издание» («Машине» тогда стукнуло – 50, напомню).
Поскольку накануне «машинист №1» в рамках своего возрожденного «Смака» готовил буррито с продюсером ночного эфира телеканала «Дождь», который несколько лет назад прославился заявлением – «9 мая займёт почётное первое место в параде самых отвратительных праздников в моей жизни», я не мог не поинтересоваться отношением культового рок-музыканта к термину «победобесие», что часто используют «люди с хорошими лицами» ©.
Андрей Вадимович ответил тогда мне так (видео выше):
«Этот праздник очень важный и надо к нему относиться деликатно прежде всего, с уважением. Не надо бить в литавры, не надо надувать щеки. Мы лично мы очень мало имеем отношения к этой победе: это прежде всего день памяти, тех кто отдал свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили в свободной стране. Поэтому я считаю, что прежде всего это день поминовения. Это не значит, что надо одевать на себя траур и лить слезы – пусть это будет печаль светлая. Но мне вот ужасно интересно – сколько лет мы еще будем парады устраивать?».
А ведь Сатановский пару лет назад правильно разложил:
Мало какие праздники у нас остались с прежних времён. Но этот с годами только острее воспринимается. То ли парад успокаивает — если что, отобьёмся, благо, есть от кого. То ли Бессмертный полк за душу берёт. Не случайно столько воронья вокруг по поводу 9 мая каркает. И ведь целую систему выстроили, касатики, на тему того, почему это не праздник, и все те, для кого он таковым является, реваншисты, милитаристы и вообще неправильные у них пчёлы, которые делают неправильный мёд. Один только термин «Победобесие» чего стоит… Ну, времена у нас пока что вегетарианские. Тихие времена. Никто никого ни за что всерьёз за глотку не берёт, зубов не вышибает и ногами не дотаптывает. Жаль. Но раз высокое начальство терпит, все, кто на него ориентируются, терпят тоже. Хотя и с трудом. Ладно, хотя бы, сволочь, которая на «Бессмертный полк» портреты нацистов выставляет, отлавливать начали. Это у них такое чувство юмора. Извращённое, подлое, но уж какое есть. К стенке бы, конечно, их ставить, но опять-таки, не та эпоха. То ли уже не та. То ли пока ещё не та.
А какой грай поднимает год от года особо продвинутая часть нашей «интеллектуальной элиты», которой в головы втемяшили, что 9 мая праздновать ни в коем случае нельзя, скорбеть надо. За немцев, видимо, больше, чем за своих. Они же войну проиграли, мы выиграли, а это нехорошо. И что страна ещё не до конца развалилась, тоже нехорошо. Ей каяться надо и извиняться. За всё и перед всеми. Тогда эти люди будут, наконец-то довольны. Но это их проблемы, а у нас День Победы. Так что, с праздником!
Мне кажется, что у депутатов, банкиров, театральной и музыкальной богемы (к нашим кинематографистам тоже относится, но в меньшей степени) такое отношение к Победе потому, что для них «святые 90-е» (© Наина Ельцина) были чередой побед и завоеваний (прежде всего материального характера), а вот для некоторых людей, которые видят себя в рядах Бессмертного Полка – это ступени вниз, годы национального позора. От стремительного расформирования СССР до возведения помпезного Ельцин-центра.
И после десятилетий унижений и проигрышей хочется вспомнить о Победе, поскольку это, помимо прочего, праздник страны, по которой ностальгируют.
И нет, ностальгируют не по дремучим запретам на рок-н-ролл и ту же «Машину времени», а по чувству причастности к чему-то Великому. И быть может – по иллюзии равенства.
А жизнь без иллюзий это существование вне идеи категорического императива (вспомним тов. Иммануила Канта).
Поэтому и сочиняются удобные версии (Александр Матросов случайно уронил себя на амбразуру, лётчик Николай Гастелло на самом деле выбросился с парашютом и сдался нацистам, а вот Зоя Космодемьянская просто была «слаба на голову» (версия тов. Бильжо).
Напомню. Экс-психиатр, карикатурист «Ъ» и основатель ресторана-клуба «Петрович» Андрей Бильжо, как бы полемизируя с тогдашним министром культуры Мединским, открыл нам глаза на обстоятельства гибели Космодемьянской:
«Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской».
Ну, любой грамотный психоаналитик вскроет суть душевной организации художника Бильжо, проанализировав текст последнего. Эшафот он называет «подиумом». Так симтоматично! Cura te ipsum (Врачу, исцелися сам).
И вот ещё что. Я, право, не знаю, как относится к такого рода рекламе (может, это ворчание стариковское и надо попроще быть... и это не текущего года завлекалки, если что):
Однако, быть может, прав был товарищ Мао – «пусть цветут все цветы». Пусть озвучиваются хит-парады «отвратительных праздников». Деятели культуры (некоторые) хотя бы публично, открыто говорят то, что (опять же – некоторые) деятели государственные роняют лишь в узком кругу, за столиками фешенебельных ресторанов Монако.
Славно, что существуют альтернативные трактовки, ведь истина рождается в спорах, а победа в полемике это тоже Победа.
А для меня Победа это прежде всего память об отце, военном писателе + журналисте Комсомолки.
В 17 лет московский парень Юра Додолев ушёл на фронт.
Добровольцем ушёл.
Был трижды ранен, контужен, потерял легкое: остался жив чудом буквально – его мать (и, стало быть, моя бабушка), известный педиатр Наталья Соловьёва сумела раздобыть дефицитный в дни ВОВ пенициллин для умирающего в госпитале орденоносца.
Да, у Додолева Юрия ордена. И да, за убийство. За убийство убийц – доблестных зольдатен вермахта, которые (в трактовке нынешних украинских властей) пришли освободить Землю Российскую от «жыдoв и комиссаров» и коих мальчик Коля-из-Уренгоя оч жалеет.
Да, Додолев = абсолютный ватник.
И хорошо что он ушёл в 1995, в год 50-летия Победы. И печально, что пережил ельцинскую вакханалию, организованную гайдарочубайсами, но зато не узрел предательство памяти своих предков в виртуозном исполнении зеленских всех мастей.
Да, Юрий Алексеевич Додолев был сталинским воином. Сталинским – в системе координат псевдолибералов, для коих он и его сослуживцы просто завоеватели Венгрии, Литвы и Восточной Пруссии.
Мой дед по отцовской линии Алексей Додолев погиб (утонул) задолго до войны, а вот родитель моей мамы – Василий Иванович Алейников воевал, был тяжело контужен и всю оставшуюся жизнь почти глухим провёл. А его сын (мой дядя Жора), между прочим, согласно семейной легенде, бросился на фрица с кулаками и почему пятилетнего сорванца не пристрелили тогда, семья по сию пору не ведает.
Такие дела.
Вот, что пишет главный публицист МК Саша Минкин:
Нет, мы не победили. Или так: победили, но проиграли. А вдруг было бы лучше, если бы не Сталин Гитлера победил, а Гитлер — Сталина? Не потеряли бы мы свои то ли 22, то ли 30 миллионов людей... Мы освободили Германию. Может, лучше бы освободили нас?
Это всё тиражировалось газетой (кстати, моей репортёрской альма-матер) ещё в 2005 году, в 60-летнюю годовщину Победы. Победы, которой они так стыдятся.
И что изумляет меня: эти песни (надо было сдать блокадный Ленинград, неразумно сопротивляться, etc.) поют не только эти молодые прагматики, взращенные «детьми колбасы» (для таких как Кох + «младореформаторы» андроповского разлива в аду зарезервирована комфортабельная посуда), но и деятели культуры моего поколения, чьи родители могли бы им рассказать КАК все было на самом деле.
Однако нет, они считают что не пролилась бы кровь колорадов, «пили бы баварское», Крым был бы татарским, и был бы ныне их вождь Веник главой державного ТВ. А может – был бы всего лишь абажуром ©? Впрочем, раз не было Освобождения, то и Холокост – лишь фантазии, логично ведь сделать такой вывод, да?
Мой отец мне рассказал.
И не только мне.
То, что переиздаются (и читаются) его повести о Войне – это Сопротивление тем, кто твердит про «победобесие».
Поздравлю маму сегодня.
&&&&&&
Поскольку мои каналы Пятиминутки горькой ухмылки, Журналистские истории, РУССКИЙ РОК VS ПОПСА и Кино: кто, как и почему попали под каток местной цензуры, свои видео-сюжеты оставляю теперь здесь – Золотая рыбка.
Просто для справки.
* 2 сентября 2022 года Минюст РФ внёс Макаревича в реестр физических лиц — «иностранных агентов»