Найти в Дзене
FilmGourmand

Годовщина Запрещённых игр

9 мая 1952 года в Каннах состоялась премьера фильма Рене Клемана "Запрещённые игры". Судьба этого фильма - настоящий путь через тернии к звёздам. Началось всё с того, что в конце 40-х годов недавний выпускник Института перспективных кинематографических исследований (IDHEC) Франсуа Бойер (Буайе) написал сценарий и предложил его французским киностудиям. Они этот сценарий отвергли. Тогда Франсуа на основе сценария написал роман, который был опубликован в 1947 году под названием "Тайные игры". В начале 50-х годов продюсер молодой французской кинокомпании Silver Films Робер Дорфман задумал снять фильм, состоящий из трёх новелл, объединённых общей темой "Дети и война". Одна из новелл должна была быть основана на романе "Тайные игры". Для воплощения этого замысла был привлечён режиссёр Рене Клеман. Он, в свою очередь, привлёк сценаристов Жана Оренча и Пьера Боста, которые произвели обратную операцию по превращению романа Бойера в сценарий. Весной 1951 года съемки этой новеллы были осуществле

9 мая 1952 года в Каннах состоялась премьера фильма Рене Клемана "Запрещённые игры".

Судьба этого фильма - настоящий путь через тернии к звёздам. Началось всё с того, что в конце 40-х годов недавний выпускник Института перспективных кинематографических исследований (IDHEC) Франсуа Бойер (Буайе) написал сценарий и предложил его французским киностудиям. Они этот сценарий отвергли. Тогда Франсуа на основе сценария написал роман, который был опубликован в 1947 году под названием "Тайные игры". В начале 50-х годов продюсер молодой французской кинокомпании Silver Films Робер Дорфман задумал снять фильм, состоящий из трёх новелл, объединённых общей темой "Дети и война". Одна из новелл должна была быть основана на романе "Тайные игры". Для воплощения этого замысла был привлечён режиссёр Рене Клеман. Он, в свою очередь, привлёк сценаристов Жана Оренча и Пьера Боста, которые произвели обратную операцию по превращению романа Бойера в сценарий.

-2

Весной 1951 года съемки этой новеллы были осуществлены, но дальнейшая работа над задуманным фильмом остановилась из-за финансовых трудностей компании. Год спустя, руководство кинокомпании, не найдя необходимых средств для съёмок остальных двух частей фильма, но и желая сохранить уже отснятый материал, решило на его основе снять полнометражный фильм. Но дети-то растут быстро. И меняются быстро. Например, у исполнительницы главной роли - Брижит Фоссе , которой в момент съёмок было 5 лет, за год выпали молочные зубы. А главный герой - Жорж Пужули - постригся для другого фильма. Да и пейзажи, в которых велись съёмки, изменились за полтора года. Короче, Рене Клеману и его команде пришлось использовать всё мастерство, чтобы все эти изменения остались незамеченными.

-3

Весной 1952 года съемки фильма были завершены, и была предпринята попытка включить его в программу Каннского кинофестиваля, который должен был начаться 23 апреля и программа которого была полностью свёрстана. После долгих и скандальных препирательств решено было для этого фильма организовать специальный, даже не внеконкурсный показ, который состоялся в последний день работы фестиваля - 9 мая. По итогам показа фильму была присуждена так называемая «Большая независимая премия», не предусмотренная никакими регламентами.

-4

С показа фильма в Каннах начался его прокат во Франции. За год его посмотрели почти 5 миллионов французских кинозрителей, 12% населения страны. Но многими французскими кинокритиками фильм был принят в штыки. Одни обвиняли фильм в несправедливом, искажённом и даже оскорбительном изображении французских крестьян.

-5

Другие, представители клерикальных структур, обвиняли фильм чуть ли не святотатстве. Причём, вне зависимости от конфессии. Например, в Турции, мусульманской стране, фильм был снят с экрана из-за обвинений в кощунстве. И я не помню, что бы этот фильм показывали в кинотеатрах Советского Союза. Даже такой выдающийся деятель французского кино как Франсуа Трюффо два года спустя причислил этот фильм к числу откровенно антиклерикальных. Впрочем, Трюффо в тот момент было всего 22 года. Многого ещё не понимал.

-6

В августе 1952 года фильм был представлен на Венецианский кинофестиваль. И опять не без скандала. Первоначально организаторы кинофестиваля отказывались включить фильм в конкурсную программу, на том основании, что он, якобы, уже участвовал в Каннском кинофестивале. В конце концов справедливость восторжествовала, и фильм завоевал Золотого Льва.

-7

Спустя год, в 1953 году, фильм получил почётного Оскара. (С 1948 по 1955 годы победители в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" получали почётного или специального Оскара.)

-8

В 1954 году Британская киноакадемия присудила картине Рене Клемана свою премию БАФТА в номинации Лучший фильм любого происхождения, причём среди конкурентов на эту премию были фильмы "Римские каникулы" Уильяма Уайлера, "Злые и красивые" Винсента Минелли. А исполнительница главной роли в фильме Брижит Фоссе была лично представлена королеве Елизавете II. В том же 1954 году фильм был удостоен датской премии Бодиль как Лучший европейский фильм.

-9

Кинокритиками фильм Рене Клемана "Запрещённые игры" был принят "на ура". Кинообозреватель New York Times Босли Кроузер назвал картину

«блестящая и сокрушительная драма... не испорченная сентиментальностью или догматизмом в своем искреннем взгляде на жизнь.»

А гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм максимальными в его системе оценок четырьмя звёздами, включил его в свой список "Великих фильмов" и в рецензии от 18 декабря 2005 года отметил:

"Фильм настолько мощный, потому что в нем нет компромисса между двумя вещами: ужасом войны и невинностью детства."
-10

Что касается зрительских оценок, то 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Рене Клемана "Запрещённые игры" по версии FilmGourmand'а составил 10,073, что позволило ему занять 42-е место в Золотой Тысяче.

-11