Найти в Дзене
Читающая шепотом

Война в Киеве. "Бабий Яр"

Тот, кто нападает, всегда - освободитель от чего-нибудь. В сентябре 1941 года советская армия вынуждена была оставить Киев, и начались долгие дни оккупации города. В городе остались женщины, дети, старики. Роман "Бабий Яр" Анатолия Кузнецова - история о жизни в Киеве в течение этих лет. Эта история не о прекрасных немцах (хотя дедушка главного героя ждал их прихода) и не о великих советских солдатах-освободителях (хотя их прихода ждал весь город). Эта история о том, что война разрушает всё, не важно, на чьей стороне ты воюешь и пришел завоёвывать или освобождать. История вечная: какая бы распоследняя гадина не пришла к власти, сейчас же объявляет, что до неё было плохо, и только теперь начинается борьба во имя счастливого будущего, а поэтому надо приносить жертвы. Мальчику Толе было двенадцать лет. Мама его работала учительницей и верила в коммунизм, как и отец-революционер. Дед, наоборот, коммунистов ненавидел и ждал прихода немцев, хоть и не был ни монархистом, ни кем-то еще, а про
Тот, кто нападает, всегда - освободитель от чего-нибудь.

В сентябре 1941 года советская армия вынуждена была оставить Киев, и начались долгие дни оккупации города. В городе остались женщины, дети, старики. Роман "Бабий Яр" Анатолия Кузнецова - история о жизни в Киеве в течение этих лет.

Эта история не о прекрасных немцах (хотя дедушка главного героя ждал их прихода) и не о великих советских солдатах-освободителях (хотя их прихода ждал весь город). Эта история о том, что война разрушает всё, не важно, на чьей стороне ты воюешь и пришел завоёвывать или освобождать.

История вечная: какая бы распоследняя гадина не пришла к власти, сейчас же объявляет, что до неё было плохо, и только теперь начинается борьба во имя счастливого будущего, а поэтому надо приносить жертвы.

Мальчику Толе было двенадцать лет. Мама его работала учительницей и верила в коммунизм, как и отец-революционер. Дед, наоборот, коммунистов ненавидел и ждал прихода немцев, хоть и не был ни монархистом, ни кем-то еще, а просто хотел счастливой сытой жизни. В такой разношерстной семье и начинается история.

История о том, как звучали в Киеве взрывы. Как шли по улицам бесконечным потоком евреи, еще не зная, что их ведут на смерть. Как строчил буквально за стенкой дома пулемет в Бабьем Яру: "та-та-та" два года без перерыва. Как немцы обращались с пленными советскими солдатами.

Как люди ходили на базар и меняли одежду на еду и дрова, как сорились и мирились, потому что война само собой, но жизнь-то продолжается.

Как немцы, которых сначала встречали хлебом-солью, сняли маски и стали чудовищами, и как даже дед ждал возвращения Красной армии.

Но для меня эта книга не только и не столько о Киеве - многие города в оккупации или блокаде жили так же или почти так - а о бессмысленности, жестокости войны. Любой.

Самое страшное на свете - смерть. Это такой ужас, когда умирает человек, даже самый старый, от болезни, естественно, нормально. Неужели этого естественного ужаса недостаточно, что люди изобретают всё новые и новые искусственного делания смерти, устраивают все эти проклятые голоды, расстрелы, Бабьи Яры?

Потому что друг Толи вернулся домой контуженным инвалидом, мог слышать только одним ухом и ничего не видел. А сколько ещё их таких: вернувшихся и не вернувшихся домой?

Мне хочется внести в статью все цитаты, которые я выделяла в этой книге, но это невозможно. Но я рекомендую прочитать эту книгу и просто подумать над ней. Потому что эта книга не о Победе.

А о слезах на глазах.

P.S. Если вам нравится или не нравится обзор, если вы хотите что-то дополнить или поспорить - милости прошу в комментарии, я не кусаюсь. А если заинтересовал канал - не забываем подписываться.