В 2023 году 9 мая первому выборному губернатору Красноярского края, экс-депутату Госдумы и известному ученому Валерию Зубову исполнилось бы 70 лет. А еще прошло 30 лет с того момента, как политик с рекордным количеством голосов победил на выборах главы региона. Интеллигентный, внешне мягкий, но твердый в принципиальных вопросах – так о нем отзываются те, кому довелось быть в его команде.
Корреспондент krsk.aif.ru записала воспоминания коллег «самого народного губернатора» края.
Интеллигентный, но жесткий
Валерий Зубов возглавил край в 1990-е: когда не платились зарплаты, предприятия банкротились и их прибирали к рукам криминальные авторитеты, на улицах стреляли. Предыдущий глава правительства региона Аркадий Вепрев сложил полномочия, так как справиться со всеми навалившимися проблемами новой России уже не мог. На его место пришел заместитель Зубов, сначала с приставкой и.о. Потом, в 1993, пройдя через первые выборы губернатора, стал во главе большого сибирского региона. Тогда он победил с рекордом, который после него так никто и не побил – за него проголосовали 1 млн 200 тысяч жителей края (а это почти половина от всего населения региона).
«Валерий Зубов стал первым народно избранным губернатором, причём победа далась ему относительно легко. Он сумел обойти одного из опытнейших и заслуженных краевых руководителей Валерия Ивановича Сергеенко, - рассказывает экс-губернатор края, президент СФУ Александр Усс. - Полагаю, случилось это потому, что Зубов оказался, что называется, востребован временем. Его романтичность и открытость сыграли ему на руку. На тот момент люди ждали, требовали перемен. Валерий Михайлович был человеком новой волны – из плеяды демократов, поэтому стал олицетворением грядущих изменений в стране. В силу одинаковых взглядов, возраста, образа мышления он был «на ты» с людьми, задающими тон федеральной политики - Егором Гайдаром, Сергеем Шахраем.
Даже отсутствие у него опыта традиционного управления стало скорее плюсом, чем минусом. Его губернаторство выпало на непростое время – это была тяжелейшая ситуация перехода на новые экономические рельсы, нехватка денег, приватизация предприятий – всё это требовало нестандартных решений. Валерий Михайлович умел их находить. В числе таких решений стало создание межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которая во многом предопределила возможность выжить и заложила основы будущего развития сибирских регионов.
Лично для меня Валерий Зубов особенный человек. Так вышло, что каждый из нас сыграл в судьбе другого определённую роль. Сначала я предложил его кандидатуру на роль замгубернатора. А спустя какое-то время уже он позвал меня во власть. И хотя моя карьера на тот момент развивалась по академической траектории – я не мыслил себя вне науки, но отказать Валерию Михайловичу не смог. И вот, почти тридцать лет продолжаю работу здесь.
Уверен, не оборвись так рано жизнь Валерия Зубова, он бы без всякого сомнения тоже продолжил работу на благо Красноярского края».
Одним из самых сложных было сохранить предприятия в собственности региона, не дать увести из богатого края все налоговые отчисления ушлым приватизаторам. И тут многое Зубову удалось. При том, что время было такое, когда в буквальном смысле велись войны за народное добро – конкуренты устраняли друг друга.
«Его воспринимают, как мягкотелого интеллигента. Но он был достаточно жестким руководителем, - считает политолог, журналист и сотрудник команды Зубова Сергей Комарицын. - В крае был единственный случай в постсоветской России реприватизации. Тогда же шло жесткое растаскивание собственности. А ему удалось вернуть завод цветных металлов, доходное предприятие, которое до сих пор находится в краевой собственности. Никто его уже не смог приватизировать, потому что приняли такой закон в Заксобрании. Хотя пытались при следующих губернаторах – Лебеде, Хлопонине, Толоконском - изменить это. Не получилось.
В Железногорске он практически спас предприятие НПО ПМ (ныне - ИСС им. Решетнева). Тогда стоял вопрос о его финансировании. У предприятия были серьезные конкуренты. И те использовали сильные лоббистские возможности. А денег было на одно предприятие. Сокращение финансирования не произошло.
Метро тожн он начал строить, и не его вина что до сих пор не построили. Лебедь закопал.
В 1993 году в период самого кризиса шла приватизация энергосистемы по всей стране. В Констиционном суде Валерий Зубов и тогдашний губернатор Иркутской области отстаивали собственность регионов и выиграли дело. И опять не вина Валерия Михайловича, что в отличие от иркутян мы этим не смогли распорядиться по-хозяйски.
Он был эффективным руководителям. В 1998 он проиграл Лебедю, потому что против него были все – администрация президента, Ельцин, Березовский, федеральное телевидение. Но не все так однозначно. Тогда за Зубова большинство жителей проголосовали в Красноярске, Ачинске, Железногорске, Зеленогорске. Но чем дальше от Красноярска, тем показатели были хуже – хорошо там поработали представители Лебедя. Зубов стал депутатом Госдумы. И был там один из самых принципиальных.
Зубов остался бессребником. Как жил в небольшой квартире на улице Менжинского, где сейчас табличка висит с ошибками, так и после того, как стал руководить краем, никуда не переехал. Сегодня, думаю, не вписался бы в политическую повестку. Сейчас ему было бы тяжело».
Доступный для всех
Журналисты вспоминают Валерия Зубова еще как самого доступного из руководителей края. У многих был его личный номер. Всегда легко можно было взять комментарий или интервью.
«В первое время он действительно был доступен буквально для всех. Но к какому-то моменту пришло объективное понимание, что нельзя губернатора дергать по любому поводу, - вспоминает журналист, сотрудник пресс-службы администрации края при Зубове Александр Макаров. – Но он готов был общаться с любыми журналистами, очень охотно шел на контакт, всегда можно было договориться о встречи с ним. Тексты для выступлений писал сам, тут ему помощники были не нужны. При этом пока занимал кресло губернатора никакой охраны у него не было, один охранник появился только во время выборов в 1998 году.
Валерий Михайлович был очень умным, интеллигентным. Но при всей своей внешней воспитанности и вежливости был способен очень жестко реагировать на крайние ситуации. Однако не демонстрировал свирепость, твердолобость, несгибаемость.
Я работал с ним 3,5 года и потом, когда был депутатом пересекались. Он был крестным моего сына. Всегда при встречи первым делом интересовался судьбой ребенка».
О том, что губернатора можно запросто встретить на улице, вспоминают и обычные красноярцы.
«Помню друг мне рассказывал с горящими глазами, что вот только что где-то в центре города встретил Зубова, поздоровался с ним за руку и даже поговорил, - рассказывает красноярец Серегей Кузнецов. - Я же запомнил, что когда он шел на выборы в 1998 году, то обещал, что все налоги оставит в крае. Мне жаль, что тогда он проиграл».
Выборы те все называют очень грязными, даже по меркам 1990-х. Но Зубов проиграл Лебедю только во втором туре. После он несколько раз избирался депутатом Госдумы, сначала от «Единой России». Однако с партией власти ему оказалось не по пути, и в 2005 году Зубов ушёл в «Справедливую Россию». Был одним из самых ярких представителей партии. Он не поступался своими принципами. Например, красноярский депутат был одним из немногих, кто голосовал против закона «Димы Яковлева».
Романтик в политике и науке
Но Зубов был не только выдающимся политиком, свой след он оставил и в науке. В Красноярском госуниверситете (ныне СФУ), он был одним из самых ярких преподавателей. Причем читал лекции, даже когда был губернатором.
«Запомнила его молодым, потому что мы все приехали в одно время, когда создавался экономический факультет, - вспоминает директор института управления, экономики и природопользования СФУ Евгения Бухарова. – Он был полон такой хорошей романтики по изменению экономического образования – это были последние годы застоя. Содержательные вещи Валерий Михайлович делал с комсомольским энтузиазмом. Он заразил ребят, кто в то время начал учиться, их же набирали на матфк сначала перед тем, как создать экономический факультет. Личным примером вел за собой людей.
И он таким романтиком, нацеленным на все новое, мне кажется, остался и до конца - и когда был губернатором, и когда работал в Думе. Мудрость появилась жизненная, конечно, но придерживался принципа: если идея есть, звезда светит впереди, значит надо идти, не взирая на все трудности.
Он пришел в университет преподавателем, создавалась кафедра бухучета и статистики. Его сразу взяли. Но через полгода он уже был назначен и. о. декана. У него же до этого был бекграунд мощный - внештатный член ЦК ВЛКСМ, участвовал в организации московской Олимпиады от вузовской общественности, когда еще учился в Плешке. В армии отслужил. То есть он - человек, который прошел все ступени, постоянно поднимаясь. Его приглашали как молодого энергичного с идеями.
Зубов продолжать работал в вузе и когда стал губернатором, читал курсы, связанные с региональным управлением. Делал это без широкой огласки, чтобы лишние люди не приходили и не мешали занятия вести. И когда депутатом стал, до 2010 года как приглашенный профессор читал курсы по планированию и прогнозированию развития регионов.
Ему очень нравилось преподавать, он чувствовал себя перед аудиторией как рыба в воде. Любил, когда можно не просто читать лекции, а обсуждать. А молодая аудитория отзывчива на такое. Тогда же было ничего непонятно, страна переходила к рыночным отношениям. Лекции проходили живо, жарко, в хорошей дискуссии.
У него был очень высокий уровень критического сознания. Он не был апологетом, а на многие вещи смотрел критически с точки зрения будущего. Я думаю такие люди всегда востребованы, как бы к ним власть не относилась. Думаю, с учетом его опыта научного бекграунда, если бы не случилось беды, он был бы востребован и в публичной политике, и в науке.
Если смотреть линейно, вписаться в какие-то мейнстримы, возможно, было бы для него проблемно. Но политика многоплановая вещь – есть конструктивная оппозиция, есть общественное движение. Он бы не просто вписался, он бы создавал новое».
Валерий Зубов умер 27 апреля 2016 года в Москве. Оказалось, что он долго болел, при этом не переставая работать. Первое время о том, что у него онкология, знали только близкие.