Найти тему
Пикабу

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны

Совсем недавно было 4 мая – День Звездных войн (кстати, короткое объяснение, почему именно 4 мая – потому что фраза “May be force be with you / да пребудет с тобой сила” созвучна фразе “May the 4th be with you – да пребудет с тобой 4 мая”).

А уже завтра (ну или сегодня, в зависимости от того, когда вы это читаете) 9 мая – день победы над нацистской Германией во Второй Мировой войне (и окончание Великой отечественной войны).

В этом посте я хочу хитро замиксовать обе эти темы – и рассказать про фильмы, посвященные Второй мировой войне, которые вдохновили на создание “Звездных войн” 1977 года.

Так как "Звездные войны" – сугубо голливудский фильм – то и повлиявшие фильмы тоже голливудские, посвященные западноевропейским событиям Второй Мировой (так как именно их Лукас изучал в киношколе).

Сначала я расскажу про то, какие фильмы вдохновляли на создание, а потом упомяну просто, про отсылки ко Второй Мировой в “Звездных войнах”.

Пушки острова Наварон, 1961 год

Начну с фильма, с которого скопировали ключевой конфликт "Звездных войн".

Долго рассказывать не буду, просто сюжет – во время Второй Мировой, группе британского спецназа поручают ответственное задание – уничтожить батарею артиллерийских пушек, на острове Наварон. Орудия уничтожают все проплывающие корабли, поэтому невозможно осуществить важную стратегическую операцию.

.
.

Весь фильм посвящен тому, как группа военных сначала планирует диверсию, а потом, собственно, уничтожает батарею.

-3

Ничего не напоминает?

Да, Лукас явно использовал этот подсюжет – уничтожение сверхмощного орудия противника.

“Пушки” были хитом проката, а также получили Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Разрушители плотин, 1955 год

Тут нас ждет даже не отсылка, а скорее полное копирование.

Речь пойдет про фильм “Разрушители плотин”, основанной на реальной операции Chastise 1943 года.

Сначала, чуть-чуть – про реальную операцию.

ГЭС для Германии были стратегическим объектом – так как в основном они поставляли энергию для металлургической промышленности страны.

В разгар войны британцы спланировали операцию, по уничтожению ключевой цели – плотины Мёне на водохранилище Эдер.

Основная проблема – непонятно как уничтожить плотины. Бомбить с воздуха – нерационально, торпедировать с моря – везде расставлены противоторпедные сетки (ну и попробуй в тыл врага пригнать что-то, способное торпедировать плотину).

В качестве решения были предложены “прыгающие бомбы” – бочкообразные мины, которые по принципу “лягушек” (или “блинчиков”) отталкиваются от воды, минуя противоторпедные сетки, достигают цели и, спускаясь на дно, детонируют.

Собственно, если спойлерить события 60-летней давности, то все прошло успешно – авианалет был совершен 17 мая 1953 года (кстати, скоро годовщина операции), плотина была разрушена, что привело к серьезным проблемам с энергией и падению производства в Рурской области на 40-50%.

-5

Про сам фильм

Ну, собственно, история очень кинематографичная – и в 1955 году вышел фильм “The Dam Busters” – “Разрушители плотин”.

-6

И атака на Звезду Смерти почти полностью повторяет события кульминации фильма.

Повторяется почти все – и то, как летчики переговариваются друг с другом, то, как второстепенные персонажи жертвуют собой ради успеха операции и даже интрига с тем, что главному герою нужно повторно совершить выстрел (используя последний шанс) – так как предыдущий не попал в цель.

Вот тут видео с покадровым сравнением двух сцен:

-7

Сходство такое сильное, что разве что к пилоту не обращался умерший наставник с призывом почувствовать силу.

У этого копирования есть кстати вполне логичное объяснение – оператором “Звездных войн” был Гилберт Тейлор. Который отвечал за все спецэффекты в “Разрушителях плотин”.

Эскадрилья 633, 1963 год

Ну и последний фильм, который повлиял на сюжет 4-го эпизода – это фильм “Эскадрилья 633”.

-8

Тут ключевая деталь, которую позаимствовали – так называемый, “trench run”.

Это когда самолеты летят по узкому коридору, и их обстреливают со всех сторон, создавая дикое напряжение (так как самолеты не могут просто улететь, они зажаты в коридоре). В случае “Эскадрильи” – это были горы, в случае “Звездны войн” – конструкция Звезды Смерти.

-9

То есть, почти вся кульминация “Звездных войн” – это попурри из 3-х военных фильмов:

1) Сама идея уничтожения сверхоружия взята из “Пушек острова Наварон”.

2) То, что самолеты летят по узкому коридору – из “Эскадрильи 663”.

3) Ну а сама интрига с уничтожением оружия (и взаимодействием пилотов) – из “Разрушителей плотин”.

Ну а сейчас, раз уж случай представился, расскажу еще про несколько аллюзий на Вторую Мировую.

Аллюзии на Вторую Мировую

Ключевой конфликт в оригинальной трилогии – противостояние повстанцев и огромной тоталитарной Империи.

Учитывая сеттинг космической оперы, в качестве Империи нужна была огромная организация, олицетворяющая абсолютное зло, полностью милитаризованная и оснащенная по последнему слову техники.

А что как не фашистская Германия первая приходит на ум, при таком описании.

Собственно, это даже не особо скрывали – одежда имперских генералов очень похожа на униформу Вермахта:

-10

Шлем Дарта Вейдера выглядит как что-то среднее между немецкой каской и маской японского самурая:

-11

Ну и собственно, довольно очевидная аллюзия – даже пехотинцы Империи называются не солдатами, а штурмовиками (Stormtrooper). Именно так назывались ударные соединения Германии.

-12

При этом надо отметить, что фильм выходил в эпоху сильной рефлексии от войны во Вьетнаме – поэтому под противостоянием повстанцы-Империя вполне может читаться как США-Вьетконг.

Особенно эта линия проявится в 6-ой части, где повстанцы будут буквально воевать в джунглях с Империей вместе с местными аборигенами.

Триумф воли

Ну и тут будет внезапная отсылка – на пропагандистский документальный фильм “Триумф воли” Лени Рифеншталь.

Очень многие отмечали, что эпизод в конце Звездных войн, с награждением, очень похож по постановке кадра на сцену приезда Гитлера на съезд.

-13

Не думаю, что здесь есть какой-то сложный подтекст, скорее можно отметить то, насколько “Триумф воли” влиятельное кино (с точки зрения формы, а не содержания).

Ну и на закуску, просто красивый кадр – вид из кабины “Тысячелетнего сокола” явно списаны со внутреннего вида бомбардировщика B-29.

-14

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Пост автора odno.kino.

Читать комментарии на Пикабу.