Москва постоянно меняется, и часто не в лучшую сторону. Сносятся конструктивистские дома 1930-х годов, территории заводов застраиваются уродскими человейниками, постоянные ремонты плитки и асфальта в одних и тех же местах, в то время, как в других ничего не делается годами, ликвидация троллейбуса и деградация трамвайной сети... Каждый из вас может продолжить этот список своими наболевшими проблемами.
То прекрасное, что есть в Москве, в 99 процентах случаев было создано не нынешними властями, а досталось нам ещё со времён СССР. Но, хотя Собянин позволяет различным негодяям сносить историческую застройку, заводы и прочее то, что построил не он, а "кто-то там в далёком прошлом, да кого это вообще волнует", в Москве до сих пор сохранился Московский электрозавод, который - о чудо! - даже выпускает электротехническую продукцию сейчас, в 2023 году, хоть и далеко не в прежних объёмах.
Но ещё интереснее, что к заводу, прячась в гаражах, промзонах, а также в беспорядочно выросших кустах, тянется железная дорога, по которой мы с вами сегодня совершим виртуальную прогулку. Да, это и есть "Электрозаводская ветка", умненькие вы мои!
Итак, в 2012 году, когда "городская электричка" и Московское центральное кольцо существовали только на бумаге, и по кольцу можно было спокойно разгуливать, как по дорожкам Измайловского парка, я отправился в поход по "Электрозаводской ветке". Начинается она крошечным двухпутным парком станции Черкизово с ручными стрелками. Сейчас в этом месте расположился Восточный вокзал, но парк сохранился.
Хватает этого парка лишь на то, чтобы тепловоз с завода привёз вагоны, объехал их и отправился восвояси, а позже тепловоз уже российских железных дорог, работающий на станции, забирает вагоны и цепляет их к сборному поезду.
Выйдя со станции, путь сразу же устремляется вглубь промзоны (фото 1), пересекая Окружной проезд. Дежурного по переезду здесь нет, зато есть его пустующая тёмно-зелёная железная будка, сигнализация и шлагбаумы, а при необходимости работники электрозавода на тепловозе могут регулировать автомобильный поток флажками. В 2017 году Окружной проезд расширили до четырёх полос, при этом переезд, шлагбаум и светофор остались, а будку сдали в металл и поставили на её месте обычный контейнер с окошками (виден на скриншоте с панорам).
Железная дорога минует переезд и какое-то время идёт по прямой вдоль заборов и пожухлых зимних деревьев. Тут надо обратить внимание на столбы вдоль путей, а дело в том, что с момента постройки в 1927 году и до 1986-го ветка была электрифицирована.
На ветке эксплуатировались милейшие крошки-электровозы ГЭТ, построенные на московском заводе Динамо, один из которых даже сохранился до наших дней, а увидеть его можно в музее железных дорог в Петербурге. Это фото 1970-х годов сделано будто бы в параллельной вселенной... Глядя на него из 2023-го, я даже не могу поверить, что такое удивительное явление можно было видеть в Москве. Просто вдумайтесь: электрифицированный подъездной путь, промышленные электровозы - в историческом районе Москвы, а не на каком-нибудь металлургическом комбинате за Уралом! Всё-таки, ругать Советский Союз можно до потери пульса, но едва ли кто-то сможет оспорить тот факт, что промышленность у него была в относительном порядке.
Но вернёмся в 2012-й год, который из 2023-го кажется такой же другой эпохой, как и 1980-е, когда Ветка находилась в самом расцвете. Мы идём по ней дальше: она окружена кирпичными заборами неизвестных мне предприятий и лысыми кустами - не самая веселая картина!
Ещё один крутой поворот. Прислушиваюсь к звукам: не едет ли случайно поезд? Да я понимаю, что поезда тут ездят совсем не ежедневно. А везение у меня такое: если что и поедет, то только когда я уже буду дома потягивать чай Эрл Грей. Но... Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть... Вроде всё тихо, даже не слышно шума автомобилей, так как ближайшая улица лежит где-то за промзонами. Кстати, вы видите там, в повороте, три железных прутка? Нужны они для того, чтобы колея не разошлась и поезд не провалился промеж рельсов - шпалы-то подгнили.
В Электрозаводскую ветку упирается Мироновская улица, но пересечь ветку, если вы едете на автомобиле, у вас не получится: проход предусмотрен только для пешеходов. Тут и лестница сконструирована - основательная, металлическая!
А Электрозаводская ветка вьётся дальше, прячась за заборами в лысых кустах. Погода на удивление тёплая, снег тает, балласт на ветке никто не обновляет, вода не уходит, а остаётся в колее до более тёплых времён.
Но лужи мне - не помеха! Снова слушаю звуки перед входом в очередной слепой поворот... Вроде тихо! Осторожно иду, постоянно вслушиваясь в городской гул, с готовностью чуть что - залезть хоть в кусты, хоть на забор.
В лучшие годы Ветка работала не только на электрозавод, но и на целый букет других различных предприятий, среди которых были заводы «Эталон», «Тепловой автомат», «Маяк», «Вымпел», завод кранового оборудования... Интересно, а где это всё сейчас? Пало жертвой так называемого "технологического суверенитета", о котором нам вещают с экранов телевизора федеральные каналы? К какому предприятию ведёт это ответвление на фото ниже, я не знаю, но видно, что заброшено оно уже не один десяток лет - всё заросло кустами...
Я постепенно приближаюсь к электрозаводу, и после пересечения с улицей Ибрагимова, где раньше находилась промежуточная станция Мочальская, натыкаюсь на ещё одно ответвление, которое упирается в чёрные ворота, а далее, уже на охраняемой территории - в Ткацкую улицу. Судя по яндекс картам 2023 года, сейчас там автостоянка, автосервисы и другая какая-то коммерция, и путь (какая неожиданность!) не используется. Какое предприятие находилось там в былые годы - мне неизвестно.
Уууу!... Что? Неужели повезло увидеть жизнь на Электрозаводской ветке?! Да нет, наверное, послышалось, или грузовик бибикает где-то за забором. Уууу!... Нет, не грузовик! Зачем грузовику так протяжно сигналить два раза на территории предприятия? Появилось ворчание дизеля за забором и за кустами. Всё ясно! Срочно надо отбежать назад и встать в безопасном месте, подальше от пути, насколько это возможно! Успел... А вот и жёлтые глазки "Грачика" - тепловоза ТГМ23В-015, обитателя Московского электрозавода, названного в честь одного из руководителей локомотивного депо электрозавода - Юрия Ивановича Грачикова. Да ещё и с полувагоном - видимо, пустым, в котором на завод привезли какие-то материалы.
Грачик - это прекрасно, а я, продолжая исследовать Электрозаводскую ветку, натыкаюсь на ещё один куст подъездных путей, к ней примыкающих. Сейчас, судя по Яндекс картам, все они заброшены, а территории предприятий наверняка заняты стоянками, складами, автосервисами, гаражами и прочими лавочками, "обеспечивающими" российское импортозамещение. Но ворота, к которым ведёт крайний правый путь, на фотографии 2012 года выглядят живенько - не исключено, что тогда там была какая-то погрузка.
Далее ветка выходит на улицу Измайловский вал, где сохранилось невероятное для Москвы трамвайно-железнодорожное пересечение. Местечко более серьёзное, чем переезд Окружного проезда, но почему-то здесь не всё по фен-шую: из необходимого - только светофор, а вот шлагбаумов и будки дежурного по переезду почему-то нэма. Вероятно, контролируют переезд специальные люди с флажками, которые вместе с машинистом катаются на "Грачике" по Электрозаводской ветке.
Далее ветка делает крутой поворот налево и попадает в галерею из кирпичных стен гаражей, на которые открывается безусловно прекрасный вид из трёх "копипастных" советских панелек. Здесь меня опять настиг Грачик, который оставил вагон на станции Черкизово и возвращался к себе в депо на электрозавод.
Далее ветка пересекает улицу 9-я Рота, этот переезд я почему-то не посчитал нужным фотографировать, так что вот вам скриншот из Яндекс.Карт...
И, наконец, после последних петляний меж кустов и заборов, ветка выходит к Электрозаводской улице, пересекая которую попадает уже на территорию завода. На переезде имеется будка для дежурного, а также светофорная сигнализация. Шлагбаум отсутствует: видимо, и тут регулированием автомобилей занимаются специально обученные люди, которые ездят на тепловозе.
Что касается самого электрозавода, то он, безусловно, достоин отдельной полноценной статьи... Которая, разумеется, уже есть в Дзене на другом канале, ссылку оставлю в конце. Но вы только полюбуйтесь на его архитектуру: он будто попал к нам в Москву из другой эпохи, и даже не из раннего СССР, а из европейского средневековья, с его башенками, увенчанными площадками с бойницами (или как это правильно называется?), с его высокими и узкими окнами и с огромной впечатляющей аркой, перед которой не хватает разве что рва с водой, мостика, который опускается на цепях, и пары стражей с арбалетами и в железных латах - согласны?
Спроектировал "замок" Георгий Павлович Евланов - архитектор, работавший в стиле модерна и неоготики (да, это всё ещё канал "Блог ЖД Фотографа", и да - мы поговорим про архитектурные стили, нравится вам это или нет)... О, да! Эти потрясающие башни и узкими окнами, напоминающими бойницы... Работы начались в 1915 году, но после революции проект был упрощён, так что завод напоминает средневековый замок не целиком, а лишь фасадом... Как же эпично он выглядит! Как в какой-то старой сказке, а в одной из башен сидит принцесса и плетёт из своей косы верёвку для побега.
Завод был запущен в 1928 году и выпускал лампы, трансформаторы и другое электрооборудование... Ах, какая арка! Какая потрясающая кирпичная кладка, свидетельница столетней истории Москвы и троллейбусов 14-го маршрута, ходивших мимо стен завода! Какие восхитительные арочные окошки над ней... А справа от арки - памятник в честь погибших на Великой Отечественной войне сотрудников АТЭ-1 - организации на территории завода, выпускавшей детали для автомобильных генераторов.
Московский электрозавод - это яркий и неподражаемый памятник архитектуры, при виде которого у меня лично кружится от восторга голова, но статья тут всё-таки не про завод, а... про что? Правильно! Про Железнодорожную ветку завода!
Поэтому электрозаводская ветка получает от меня всего лишь 6 гигантских трансформаторов из 10: да, она очень антуражная, очень пропитана историей и очень необычна самим фактом своего существования в условиях, когда каждый квадратный сантиметр Москвы застраивается уродскими человейниками, но её крайне редкое и непредсказуемое движение поездов отбивает у меня всякое желание прогуляться по ней ещё раз даже спустя 11 лет.
Кстати, а что если санкции пойдут на пользу Электрозаводу? Западные компании перестанут продавать нам электротехническую продукцию, все заказы пойдут на этот наш завод, он оживёт, начнёт штамповать по 10 трансформаторов в сутки, ветку вновь электрифицируют и пустят электровозы, так как тепловозы перестанут справляться, появятся новые рабочие места, новые транспортные достопримечательности, и всякие хипстеры да блоХеры пойдут работать на возрождённый электрозавод, где им будут платить под сотню тысяч?... Да не... Бред какой-то...
С вами был Блог ЖД Фотографа! Ваша подписка и ваш лайк - лучшая поддержка для меня, а если вы ещё и работали на Электрозаводе, или на его тепловозе, или гуляли по этой ветке, или живёте неподалёку от неё, то комментарии открыты для ваших воспоминаний, наблюдений и впечатлений.
До скорого!
Смотрите также: