- Осадное положение в Севастополе обьявили 29 октября 1941 года, не пройдёт и десяти дней, как начнётся первый штурм Севастополя, в отражении которого пять моряков героически увековечат свои имена.
- Всего черноморцы уничтожили 10 вражеских машин и ценою собственных жизней остановили врага.
- «Баллада о пяти черноморцах»
Осадное положение в Севастополе обьявили 29 октября 1941 года, не пройдёт и десяти дней, как начнётся первый штурм Севастополя, в отражении которого пять моряков героически увековечат свои имена.
Первый штурм Севастополя отбивали морские пехотинцы. На Дуванкойский оборонительный рубеж немецкое командование бросило 54-й армейский корпус и мотобригаду, однако моряки выстояли и сорвали планы фашистского командования захватить город с ходу.
Позже бывший командующий 11-й немецкой армией Манштейн в своей книге «Утерянные победы. Воспоминания генерал-фельдмаршала вермахта» писал:
«Благодаря энергичным мерам советского командования, противник сумел остановить продвижение 54 АК на подступах к крепости.
Командование армии должно было отказаться от своего плана взять Севастополь внезапно, ударом с ходу».
7 ноября 1941 года защищая Севастополь, возле села Дуванкой, нынешнего Верхнесадового, пять героев-черноморцев совершили бессмертный подвиг.
В первых числах ноября 1941 г., когда гитлеровские войска рвались к Севастополю, его оборонительные рубежи защищали главным образом морские формирования.
В районе села Дуванкой оборону держал
18-й отдельный батальон морской пехоты, которым командовал старший политрук Е. А. Мельник, обязанности комиссара исполнял политрук И.Л. Шипаев.
Севернее селения Дуванкой гитлеровцы захватили господствующую над местностью высоту в 23 км от Севастополя.
Только что сформированный 18-й батальон получил приказ:
Надо было не только остановить противника, но и во что бы то ни стало, любой ценой, выбить его с высоты, открывающей путь к Севастополю.
Советские воины выполнили задачу, но фашисты продолжали атаки, стремясь прорваться к Севастополю.
Наиболее опасным участком обороны являлась дорога, ведущая к шоссе, - только по ней могли пройти фашистские танки. Нужно было выдвинуться вперёд и оседлать эту дорогу.
У шоссе на склоне высоты оборону держала группа из пяти моряков во главе с политруком Н. Д. Фильченковым. Вместе с ним направились на передовой рубеж обороны матросы: Цибулько, Красносельский, Паршин и Одинцов.
На вооружении они имели винтовки, пулемет, противопехотные гранаты и бутылки с зажигательной смесью.
7 ноября фашисты атаковали позиции 18-го батальона.
Две попытки противника вклиниться в оборону были отбиты при поддержке артиллерии бронепоезда 5 «Железняков», совершившего в тот же день свой первый боевой рейд.
Бронепоезд был построен рабочими Морского завода, железнодорожниками и моряками флота.
Умело маскируясь и укрываясь в севастопольских тоннелях, бронепоезд совершал смелые выходы к линии фронта и в упор расстреливал батареи, огневые точки и живую силу врага.
Фашисты прозвали бронепоезд «зелёным призраком», охотились за ним, но уничтожить не могли. И только в июне 1942 года, когда им удалось обрушить порталы входов в Троицкий тоннель, бронепоезд погиб.
После войны паровоз бронепоезда установлен как памятник в районе севастопольского вокзала.
Однако бой продолжался, фашистские автоматчики под прикрытием танков вновь пошли в наступление.
В составе 11-й немецкой армии в тот момент не было танковых подразделений, но в районе Дуванкоя действовал 190-й дивизион штурмовых орудий StuG III, выполнявших роль танков непосредственной поддержки пехоты.
К высоте, где закрепилась группа Николая Дмитриевича Фильченкова, прорвалось 7 вражеских танков.
Меткие выстрелы пулеметчика Василия Цибулько, пущенные в ход связки гранат и бутылки с зажигательной смесью остановили их. Головной танк вышел из строя.
Вторую машину поджег стрелок Иван Красносельский; их товарищи подбили третью.
Потеряв 3 танка, гитлеровцы отступили.
Однако вскоре гитлеровцы возобновили атаку. Героям удалось подбить ещё три бронированные машины. Неравный бой продолжался, но силы защитников высоты таяли: пал смертью храбрых Иван Красносельский, успевший меткими бросками бутылок с зажигательной смесью поджечь ещё один танк.
Поник у умолкшего пулемета смертельно раненый Василий Цибулько.
Но вот кончаются боеприпасы, а враг усиливает натиск. И тогда политрук Николай Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под вражеский танк и взорвал его.
Его примеру последовали Юрий Паршин и Даниил Одинцов. Взрыв, другой - и ещё две фашистские машины замерли на месте. Остальные поспешно повернули обратно.
Всего черноморцы уничтожили 10 вражеских машин и ценою собственных жизней остановили врага.
Указом Президиума Верхного Совета СССР от 23 октября 1942 года за проявленный героизм этим мужественным морякам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Недалеко от места подвига был сооружен памятник из белого инкерманского камня, открытие которого состоялось 7 ноября 1945г.
Останки героев покоятся на мемориальном кладбище Великой Отечественной войны в Дергачах.
Память подвига пяти черноморцев увековечен в диораме музея «4-й сектор обороны Севастополя 1941-1942гг.» Дома Культуры ГП «Садовод» села Верзнесадового.
Её автор — Владимир Васильевич Кузнецов, художник студии им. М. Б. Грекова, создал полотно «Подвиг пяти моряков-черноморцев Черноморского флота в ноябре 1941 года» в 1972 году.
На картине изображены сражающиеся с фашистскими танками советские моряки. Силы неравны, окровавленные краснофлотцы из последних сил оказывают сопротивление, но не отступают.
Севастополь увековечил имена героев-черноморцев в названии улиц на Корабельной стороне города.
В литературе увековечил подвиг черноморцев Павел Михайлович Панченко (советский поэт и переводчик, военный журналист времён ВОВ).
Он написал балладу о героях обороны Севастополя.
«Баллада о пяти черноморцах»
Любимое море шумело вдали,
Туман застилал берега.
За тихим пригорком друзья залегли,
Готовые встретить врага.
Семь чёрных смертей надвигалось гремя,
Семь чёрных чудовищ стальных,
И сладили пять черноморцев с тремя,
И страх опрокинул, прогнал остальных.
Запели ребята фашистам назло
О Чайке над синей волной.
И снова пятнадцать чудовищ пошло
На наш Севастополь родной.
- Эх, Чёрное море... - сказал политрук.
Друзья распростились навек.
И стали они в боевой полукруг,
По-флотски встречая фашистский набег.
Два танка зажёг черноморец и пал,
Умолк пулемёт в стороне.
Но вот за ребятами Фильченко встал
Со связкой гранат на ремне.
Под вражеский танк устремился моряк,
Как с палубы - в пенистый вал.
Он подвигом подал товарищам знак -
И каждый собою по танку взорвал.
Лишь восемь чудовищ спаслись за горой,
Пехоту разбили мы в прах.
Нам всё рассказал пулемётчик-герой
И умер у нас на руках.
А Чёрное море шумело вдали
О том, как любя берега,
На тихом пригорке друзья полегли,
Но в город морской не пустили врага.
Спасибо, что дочитали до конца ❤️
В своём канале я рассказываю о Крыме и показываю видео с интересными и живописными местами нашего полуострова.
Все фотографии📸 и видео мои📹
Переходите в наш телеграмм-канал,
где вы сможете узнать много интересного, познавательного и полезного о солнечном Крыме, его природе, истории и культуре, а также о достопримечательностях, каждая из которых - жемчужина!
Увлекательные маршруты и годные лайфхаки для жизни и путешествий - всё там!