Найти в Дзене
Времена

История о женщине, которая отдала войне слишком много.

Трушина Мария Гавриловна родилась в 1918 году в селении Тепловка в Ульяновской области. Она встретила и пережила войну, работала на Ишеевской суконной фабрике, охраняя страну с тыла, и перенесла много горя и страданий. Маша с 20-ти лет работала ткачом на суконной фабрике. Девушка, будучи глухой с детства, никогда не имела инвалидности и льгот от государства, работала в тяжелых условиях труда. В военный период завод снабжал Красную Армию сукном для пошива шинелей. В то время Мария ждала ребёнка и попросила начальство перевести её в промывочный цех, так как зарплата у работников этого подразделения была больше. Став единственной женщиной в цеху, по 17 часов в сутки юная девушка в громоздких резиновых сапогах выполняла трудную физическую работу: в больших чанах мыла огромные полотна ткани, отжимала их, перетаскивала на плечах и подвешивала на специальные сооружения для сушки ткани. Тяжкий труд оказался губительным для здоровья её будущего ребёнка — родившаяся дочка Света не прожила и трёх

Трушина Мария Гавриловна родилась в 1918 году в селении Тепловка в Ульяновской области. Она встретила и пережила войну, работала на Ишеевской суконной фабрике, охраняя страну с тыла, и перенесла много горя и страданий.

Маша с 20-ти лет работала ткачом на суконной фабрике. Девушка, будучи глухой с детства, никогда не имела инвалидности и льгот от государства, работала в тяжелых условиях труда. В военный период завод снабжал Красную Армию сукном для пошива шинелей. В то время Мария ждала ребёнка и попросила начальство перевести её в промывочный цех, так как зарплата у работников этого подразделения была больше. Став единственной женщиной в цеху, по 17 часов в сутки юная девушка в громоздких резиновых сапогах выполняла трудную физическую работу: в больших чанах мыла огромные полотна ткани, отжимала их, перетаскивала на плечах и подвешивала на специальные сооружения для сушки ткани. Тяжкий труд оказался губительным для здоровья её будущего ребёнка — родившаяся дочка Света не прожила и трёх месяцев.

-2

После потери ребёнка горести не оставили девушку. Поздним вечером молодая жена спешила домой с работы, но вдруг застала любимого с другой женщиной. Супруг Марии был офицером ещё до войны, а затем поступил на службу в штаб. Горькое предательство мужа нанесло глубокую рану на сердце. В порыве гнева и обиды, не задумываясь о последствиях, Маша написала обращение к командиру мужа, чтобы тот сделал ему выговор. Но вместо этого, его отправили на фронт. Через несколько месяцев Мария Гавриловна получила похоронку. Всю дальнейшую жизнь она сожалела о своём поступке, и даже в старости держала потрёпанную фотокарточку мужа, и вытирая слезы, приговаривала: «Как сильно я тебя любила…»

1943 нанёс новый удар — на фронте погибает старший брат Маши, который всегда был ей за отца. Не выдержав такой потери, мать Марии потеряла рассудок. Она перестала есть, пить, спать по ночам, выходить на улицу, перестала узнавать свою дочь. Теперь они остались одни друг у друга, и Маша вынуждена ухаживать за больной мамой.

-3

После войны Мария Гавриловна так и осталась работать на суконной фабрике, вышла замуж и родила дочку Веру, мою прабабушку, которая росла в тяжёлое послевоенное время. В 1973 Мария Гавриловна была уволена в связи с уходом на пенсию по возрасту. Несмотря на все жизненные невзгоды, пережитую войну и 35 лет тяжелых физических работ, моя прапрабабушка дожила до 93 лет. Она никогда не жаловалась и не горевала, жизнь научила её ценить ломоть хлеба. Даже будучи глухой, она выучилась говорить, чтобы передавать историю своей жизни будущим поколениям. Из детства я помню, как на каждую годовщину Победы она рассказывала о своих близких, которых так безжалостно забрала беспощадная война.

Анастасия Фролова