Найти тему

Трудная работа разведчика Штирлица или Лучшее кино о бойцах “невидимого” фронта

Сериал “Cемнадцать мгновений весны” 1973 г. Историческая драма. Экранизация одноимённого романа советского и русского писателя Юлиана Семёнова, и, хотя сам книжный первоисточник я не читал и буду оценивать экранизацию как самостоятельное произведение, сам Юлиан Семёнов выступил здесь сценаристом, поэтому уверен, что суть своего произведения и самые запоминающиеся моменты он передал верно. А марафон советских киноразведчиков Великой Отечественной войны я решил завершить данным сериалом. Это не просто сериал – это легенда нашего кино и его нестареющая классика, которую любят зрители уже не одно поколение. Сам генсек Леонид Ильич Брежнев был растроган данной картиной, а зрители огромного Советского Союза спешили домой после работы, дабы увидеть новую серию о трудной и опасной работе советского разведчика Макса Отто фон Штирлица (он же Максим Максимович Исаев). С данным сериалом я сам ознакомился ещё в детстве, и уже тогда он мне запомнился как главным героем, так и знаменитыми сценами, и разумеется музыкой Михаила (Микаэла) Таривердиева. Спустя время я его ещё раз пересмотрел – и впечатления только усилились, ну а сейчас, вновь пересмотрев его, и уже обладая определённым уровнем знаний могу смело заключить – это великое кино, хоть и не обошедшееся без огрехов. И вот вам моё краткое мнение – Трудная работа разведчика Штирлица. Помимо явных достоинств, в сериале есть и некоторые огрехи, о которых не следует забывать. И на этом следует закончить столь важное вступление, и перейти к сути.
Итак, явные достоинства:
1. Сценарий – сама структура данного сериала не совсем обычна, ведь на протяжении двенадцати серий нам покажут и расскажут (харизматичными голосом великолепного актёра Ефима Копеляна) в основном только о семнадцати днях в феврале и марте 1945 года, за которые штандартенфюреру СС Максу Отто фон Штирлицу, по полученному из Центра заданию, предстоит сорвать сепаратные переговоры гитлеровской верхушки с США и Англией (операция “Санрайз”). Весь сериал построен вокруг этой самой опасной операции Штирлица. Нам показали его работу и то, каким способом он добивается поставленной цели: как привлекает свою агентуру, как умело обходит своих конкурентов из СС, как лавирует между высшими чинами гитлеровской Германии, которые ввиду приближающегося краха стараются спасти свои шкуры, или очень задорого их продать. Даже о прошлом Штирлица мы почти ничего не знаем – и данная структура необычна, рискованна, но в данном случае она сработала. От сериала было не оторваться ни на секунду, ведь перед зрителем за всё время хронометража развернули и показали такую цепочку событий с такой драмой и напряжением, что этим можно только восхищаться. А финал заставляет аплодировать стоя несколько минут. Браво! Браво! Браво!
2. Макс Отто фон Штирлиц – наш главный герой, внедрённый советской разведкой в Германию ещё в двадцатых годах прошлого века, которого великолепно и гениально сыграл выдающийся советский и русский актёр Вячеслав Васильевич Тихонов. Сам Штирлиц – это собирательный образ советского разведчика, в которого вошли образы таких разведчиков как Вилли Леман (гаупштурмфюрер СС, сотрудник Гестапо, завербован в 1929, раскрыт и расстрелян в 1942), Михаил Михалков, Ганс Вельфе (оберштурмфюрер СС, завербован уже после войны, был раскрыт в начале шестидесятых) и так далее. Наш герой – это глубоко и давно законспирированный резидент, которого в Москве знает только ограниченный круг лиц (по сути только его непосредственное начальство и Иосиф Виссарионович Сталин). Он профессионал, добившийся в Германии, а конкретно в СС высокого и прочного положения, имеет звание штандартенфюрера (полковника), подчинённый Шелленберга (шестой отдел РСХА - разведка), его уважают и спрашивают совет и работники других отделов РСХА. Герой отмечен наградами, имеет свой особняк и пропуск, позволяющий побывать там, куда остальным немцам путь закрыт. И именно такому человеку советская разведка дала опаснейшее задание в эту весеннюю пору 1945 года сорвать сепаратное переговоры. При этом риск провала велик как никогда. Но тут уже в игру уступает третье, о котором поговорим дальше.
3. Битва умов – в сериале нам не покажут боевых действий (кроме кадров хроники), перестрелок и драк тоже не будет. Но будут диалоги, монологи и битвы умов – и это лучшая часть данного сериала, ведь тут талант Юлиана Семёнова раскрывается вовсю, да и наблюдать за всем эти просто интересно. Я даже при просмотре порой терял нить правды, ведь Штирлицу надо переиграть далеко не самых глупых людей того времени: Гиммлера, Бормана, Кальтенбруннера, Шелленберга, и конечно же Мюллера – самого шефа Гестапо. В эти словесные дуэли можно влюбится, настолько они проработаны и поставлены, в чём немалая заслуга и талантливых актёров старой советской школы (которых уже не делают). Особенно запомнилась дуэль Штирлица и Мюллера с отпечатками на чемодане русской радистки. Мюллер думал, что Штирлиц попал в капкан, а вот и нет! Штирлиц блестяще выбрался из него, да ещё как выбрался!
4. Знаменитые сцены – встреча с женой перед началом войны, пытка новорождённого ребёнка Кэт, удар бутылкой провокатора из СС, самоубийство Плейшнера, разговор с генералом вермахта в поезде и так далее. Этих сцен очень много, и если их все перечислять, то отзыв получится в пятнадцати частях. А финал. Это настоящий эпик! Такой накал драматизма, а какие эмоции, а какая потрясающая актёрская игра!
5. Герои второго плана – радистка Кэт, пастор Шлагг, профессор Плейшнер, Гельмут Кальдер, фрау Заурих, Барбара и так далее, все они интересные персонажи, и каждый достоин упоминания, поскольку и характеры интересные, и образы запоминаются, да и точка зрения на определённые вещи позволяют оценить целый пласт германского общества тех лет, от фашистских фанатиков (например, Барбара), до пламенного антифашиста (пастор Шлагг, например). У Юлиана Семёнова удались как герои первого плана, так и герои второго плата, а это требует высокого уровня мастерства и хорошей эрудиции.
6. Атмосфера войны – несмотря на отсутствие в кадре боевых действий, создателям удалось с помощью окружения, костюмов, диалогов воссоздать весну 1945 года практически документально, благодаря чему зритель буквально окунается в атмосферу последней военной весны Великой Отечественной войны, и приближающейся победы: постоянные бомбёжки Берлина, подготовка к обороне города, сигналы воздушной тревоги, множество марширующих и раненых солдат, размышления о грядущем в высоких кабинетах и так далее. Браво!
7. Музыка – Михаил Таривердиев написал бессмертную музыку, которая обессмертила не только Штирлица, режиссёра Татьяну Лиознову, но и самого Таривердиева. Без его музыки невозможно представить себе этот сериал. Это гениальная работа. Браво!
Итак, некоторые огрехи:
1. Исторические неточности – характеры исторических деятелей (Мюллера, Шелленберга, Кальтенбруннера и ещё ряд других) не соответствуют историческим, об этом прямо говорят воспоминания их современников, да и сам Юлиан Семёнов это признавал. Барбара не могла служить в СС (в эту организацию женщин не принимали), её могли взять в младшую организацию, созданную специально для женщин (свита СС, вспомогательные подразделения СС), переговоры Вольфа и Даллеса происходили не в Берне, а в Цюрихе и Асконе, да и сами детали операции “Санрайз” сильно отличаются от реальных. В нескольких кадрах советский Ли-2 перекрашен в немецкий Юнкерс-52. И наконец Штирлиц не смог бы в реальности достигнуть тех высот в иерархии СС, ведь отбор в эту организацию был очень строгим (особенно в тридцатых и начале сороковых годов), надо было доказать “чистоту крови”, родственники как ближние так и нет должны быть арийцами минимум с 1750 года, и так далее, там целый список, и кандидата в члены СС отбирала комиссия, причём очень педантичная (немцы как-никак), поэтому реальный Максим Исаев, при всех своих заслугах, никак не смог бы попасть в СС раньше 1943-1944 года, когда отбор был уже не такой строгий, да и коррупцию не следует исключать из данной ситуации. Это только те моменты, которые лично я заметил, если упустил что-то, то милости прошу в комментарии.
2. Логические просчёты – несмотря на всю сложность и целостность истории, в сериале есть и логические просчёты, которые несколько портят общую картину (но не сильно). Например, слишком долгие отсутствия Штирлица на рабочем месте или на задании, и никто по этому поводу не задаёт вопросы, Шелленберг, например, его непосредственный начальник. Эти моменты немного выбивают из общей колеи повествования.
Несмотря даже на такие огрехи, сериал получился подлинным шедевром. Думаю, расписывать роли и актёров не имеет смысла – постарались все, и каждый в отдельности. И именно Штирлиц, сыгранный Вячеславом Тихоновым, стал самым знаменитым образцом разведчика в советской и русской культуре, ведь появились анекдоты, компьютерные игры, книги самого Семёнова о службе героя и так далее. Запал в душу именно Штирлиц, а не Федотов из “Подвига разведчика”, не Крамер из трилогии “Сатурн”, не Скорин из “Операции “Омега”” (хотя, и они безусловно хороши). И секрет успеха прост – Штирлиц – это подлинный образ настоящего разведчика – скромного, честного и кропотливого, чьё главное оружие – это голова. За это мы его и любим до сих пор.
Смотрел обе версии сериала, и чёрно-белую, и раскрашенную. Вторая не понравилась, халтурно раскрасили, да и к тому же чёрно-белая картинка придаёт ощущение документальности происходящему, с чем я полностью согласен. Поэтому вам совет – смотрите только чёрно-белую версию сериала. Ведь она даже эстетически приятнее будет.
Вот и закончился марафон советских киноразведчиков Великой Отечественной войны. Часть картин и сериалов я видел ранее, часть пересмотрел, но всё равно все они были хороши. Сейчас такое кино уже не снимают, как у нас, так и на Западе. Или разучились, или слишком сложно.
А вас, товарищи зрители разрешите поздравить с Днём Великой Победы!
Моя оценка 10 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!