Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Как выглядит Музей Великой Отечественной войны в Минске

Оглавление

В этот День Победы не будет фильмов. Но будет архитектура. Так случилось, что ровно месяц назад я посетила Музей Великой Отечественной войны в Минске — относительно новый музей, сочетающий в себе функции исторического музея, музея военной техники, частично художественного музея и мемориала.

-2

Архитектура. Первое приближение

Внушительный комплекс на Проспекте Победителей был открыт в 2014 году, а создавался он по проекту архитектора Виктора Крамаренко, который сегодня как бы отвечает за всю современную архитектуру Минска (надо сказать, с переменным успехом).

Все знают, что это автор таких громких и капиталоемких проектов, как Национальная библиотека или железнодорожный вокзал, но мало кто помнит, что Крамаренко работал в составе группы архитекторов над проектом кинотеатра «Москва» — знаковой модернистской постройки, над которой висит угроза уродливой «реновации» (по проекту того же Крамаренко).

-3

За комплекс Музея ВОВ архитектора можно скорее похвалить: здание эффектно виднеется издалека, хорошо вписано в рельеф, качественно продумано внутри и в целом производит сильное впечатление. Особенно радует, что, в отличие от многих современных музеев, этот почти не кажется новоделом.

Музейный комплекс имеет свою логику, сама архитектура залов ведет посетителя за собой, а восхождение наверх в пространство купола и вовсе вызывает восторг: огромное помещение, залитое солнечным светом, и белоснежные стены с золотыми надписями — очень достойно.

Содержание. Трагическая история в нескольких главах

Сми Беларуси писали об этом музее как о «единственном музее Великой Отечественной войны» в мире, хотя во всех крупных городах бывшего СССР имеются мемориалы, музеи, исторические комплексы, посвященные этим событиям, пусть и не столь масштабные (хотя киевский комплекс, увенчанный Родиной-матерью, по размаху вполне может посоперничать с минским).

Как бы то ни было, Музей ВОВ в Минске рассказывает о войне подробно, местами даже чересчур, фокусируясь в основном на белорусском материале, но не только: тут есть и блокада Ленинграда, и подвиги Черноморского флота, и многое другое.

На первом этаже много военной техники — «Катюши» и др. Люди активно фотографируются, но рядом со всем этим оружием мне как-то не по себе. Много карт, панорам, можно посмотреть видеохронику — например, увидеть артиста Черкасова, выступающего перед солдатами.

Среди орудий, старых фотографий, объектов фронтового быта и разного рода стилизаций

— например, зал, посвященный партизанскому движению, весь в зелени и походных котелках, озвученный пением птиц и музыкой леса, —

-6

музей может похвастаться неплохой коллекцией произведений советского искусства:

Во-первых, это полотна Михаила Савицкого, классика советской живописи, яркого представителя «сурового стиля». Его работы можно увидеть в Национальном художественном музее, на прошедшей недавно в московском Манеже выставке «Дом культуры СССР» была представлена его «Партизанская Мадонна» из собрания Третьяковки. Но серия картин, выставленная в Музее ВОВ, — это совершенно другая история.

Дело в том, что сам Савицкий прошел Бухенвальд и Дахау, поэтому его работы, посвященные выжившим и погибшим узникам фашистских концлагерей, закрывают эту тему раз и навсегда: вряд ли кто-то напишет более пронзительно.

Во-вторых, в музее много скульптурных композиций советских авторов — и это не только портреты героев войны вроде выразительного портрета летчика Гастелло работы Андрея Бембеля. Впечатляет женская скульптурная группа в одном из переходов между залами: тут и скорбь утраты, и вся трагедия белорусского народа со времен оккупации в 1941 до наших дней.

-8

Кроме того, в залах можно встретить масштабные живописные полотна белорусских художников с изображениями военных сцен — правда, висят они на стенах скорее в качестве декорации, чем как самостоятельные экспонаты: освещение явно не настроено для восприятия живописи где-то под потолком.

Отдельный стенд посвящен военным подвигам Петра Машерова — первого секретаря ЦК Компартии Белорусской ССР, покровительствовавшего семье Элема Климова и Ларисы Шепитько: именно благодаря его содействию такие фильмы, как «Восхождение» и «Иди и смотри» стали в принципе возможны.

-10

Удалось попасть и на уникальную выставку графики, посвященную творчеству Александра Демарина, иллюстрировавшего как белорусскую классику, так и классику русскую. В частности, экспозиция начинается с серии работ для издания «Угрюм-реки» Шишкова, и это очень сильный цикл — пусть непосредственно с событиями ВОВ никак не связанный, но объединенный с темами народа, народной судьбы и народных подвигов.

В общем, музей очень интересный, рекомендую к посещению. Всех с праздником, с Днем Победы!