В ближайший год может начаться рост биткоина который приведет к спросу на утилитарные токены и росту всего рынка. А когда рынок растет инвесторы совершают ошибки покупая маркетинговую пыль не вникая в детали.
Чтобы не попасться в ловушку схемы "Понцы" нужно понять основу экономики с двумя токенами, зачем её придумали и в чем основная ошибка её логики.
Дуалтокеновая модель
Перед разработчиками игр на блокчейне встал острый вопрос: "Сколько токенов заложить в смарт контракт?". Ведь токенов должно хватить для стандартного распределения между инвесторами, командой, рекламой и т.д., а так же для добычи через игру. Если заложить мало токенов, то игроки их быстро добудут и новым игрокам не будет смысла заходить в игру. Если заложить много токенов, то со временем добыча приведет к гиперинфляции и стоимость токена упадет, что ударит по кошельку инвесторов.
Тогда было принято решение выпустить два токена:
- DAO - токен для инвесторов
- FARM - токен для добычи
DAO токены были ограничены в количестве и распределялись между инвесторами и холдерами проекта. По ним могли начисляться проценты, распределяться прибыль или просто они были завязаны на экономике проекта, например, только за них можно было купить игрового персонажа.
FARM токены были безлимитными и добывались в игре. Разработчики понимали, что безлимитный токен обречен на падения в цене из-за инфляции и потому придумали механизмы сжигания лишних токенов. Логика была проста, токены добываются и после использования сжигаются, а значит лишних монет нет и нет инфляции, но многое пошло не так.
Ошибки логики или план большого обмана
Пока всё внимание пользователей было смещено на логику сжигания лишних монет, все забыли о том, что деньги не могут появляться из воздуха. Игрок провел в игре 30 дней, получил Х монет, продал их и получил $100, но откуда взялись эти деньги?
На самом деле все мультиплеерные игры позволяют игрокам зарабатывать. Например:
- В WoW, LA2 и подобных играх можно продавать золото, персонажей или шмотки на неофициальных торговых площадках;
- В Dota2 можно прокачивать аккаунты за деньги или покупать скины на персонажей у других игроков;
- В текстовых играх по типу Карнаж или Арена можно получить лицензию и официально торговать игровой валютой или крафтовыми вещами.
По сути игрок может продать условные золотые монеты за настоящие рубли, при этом цена монет фиксирована, а сами монеты не имеют ценности не для кого кроме игроков.
Блокчейн игры же пошли иным путем, они заменили игровую валюту на токен и каждую добытую единицу можно либо использовать в игре, либо продать на бирже. Токен привлек внимание не только игроков но и крипто инвесторов, а значит цена токена стала определяться рынком. Как балансировать игру при такой волатильности валюты?
Их путь ясен
В первые месяцы, а может и годы, токены покупают другие игроки ради прокачки своих персонажей. А цель этой прокачки - дальнейшая продажа всех полученных токенов.
Соответственно P2E игра превращается в финансовую пирамиду, где новые игроки платят деньги старым игрокам. А на саму игру большинству пользователей наплевать и как только доход от продажи заработанных токенов снижается, игроки уходят в новые P2E проекты.
Многие игры даже стали указывать ROI и говорить за какой срок окупятся инвестиции в персонажа, кроссовки или виртуальную землю. Вместо разработки игры и уникального сюжета, стали привлекать людей заработками, вот только эти заработки с каждым месяцем падают и единственные кто остаются при деньгах, это основатели игры.
Axie Infinity
Понять дорожную карту P2E игры можно на примере Axie. Они выпустили два токена, AXS для инвесторов и SLP для добычи в игре.
За первый год токен SLP вырос с $0,11 до $0,36, так как игроки собирали коллекцию персонажей, вкладывались в их развитие и соответственно донатили. За тем цена упала до $0,002 потому что игроки достигли максимума и вместо использования начали продавать токены SLP. Средний доход игрока без участия в дуэлях примерно 100 SLP в день или $0,2 или $6 за месяц непрерывной игры. Стоит заметить, что падение цены токена произошло за полгода до начала "крипто зимы", а значит рыночный риск не причастен к этому падению.
Второй токен, AXS, так же сильно вырос за первый год с $0,18 до $157, но затем упал до $6,8. Да этот токен еще торгуется выше цены размещения, но еще не все токены разморожены. Основное падение токена будет в 2026 году, когда все инвесторы получат их и понесут продавать на биржу.
Как видно из примера, подход дуалтокеновой модели строится на принципах финансовой пирамиды и не может подходить для долгосрочного инвестирования.