Индийское кино всегда славилось своей яркой, экстравагантной и притягательной эстетикой. Это был мир мелодрам, музыки и танцев, который многие любители кино воспринимали как нечто противоположное реальности, позволяющее спастись от обыденности. Однако с течением времени, индийское кино начало меняться. Оно стало отражением общественных изменений, которые происходят в стране. Все больше и больше фильмов начали затрагивать социальные темы, которые ранее были неприемлемыми для кинематографа.
В новом тысячелетии появились такие фильмы, как "Цвет шафрана" (2006) и "Три идиота" (2009), которые поднимают проблемы образования, системы правосудия и коррумпированности общества. А в фильме «Звездочки на земле» (2007) поднимается серьезная тема дислексии (расстройство, когда возникают трудности с чтением и письмом), где подчеркивается необходимость индивидуального подхода в обучении. К этой группе можно отнести и фильм «Икота» (2018), где показывается жизнь учительницы с синдромом Туретта (болезнь, сопровождающая различными тиками).
В индийском обществе острой стоит тема с нападениями на женщин. Каждый год большое количество женщин подвергаются кислотным атакам.. В последние годы режиссеры стараются поднимать эту острую темы. Так, например, в фильме «Брызги» героиня подвергается кислотной атаке, в результате чего ее лицо уродуется. Фильм не только показывает то, что героиня смогла побороть в себе депрессию после этого случая, но и начала общественную борьбу, направленную на ужесточение продажи опасных кислот.
Стоит так же сказать, что Индия занимает первое место в мире по количеству насилий по отношению к женщинам. Эту важную и серьезную проблему поднимают создатели фильма «Способный» Kaabil. Фильм хоть и начинается как типичная мелодрама: в ярких картинках и приятной музыке, но все это великолепие в один момент обрывается. Картина разделяется на «до» и «после». Главный герой жаждет лишь одного. Мести как насильникам, так и правоохранительным органам, которые оказались в сговоре с первыми.
В фильме Акшая Кумара « Туалет. История любви» (2017) поднимается еще одна важная для Индии проблема — вопрос с наличием туалета в доме. Сюжет фильма построен таким образом, что мужчина к себе домой, где он проживает с родителями, приводит свою молодую жену. Вся драма начинает происходить, когда оказывается, что женщинам этой консервативной деревни позволено выполнять свои естественные дела лишь под покровом ночи и только за пределами деревни. Естественно молодой жене, которая привыкла к другим условиям комфорта, такие требования приходятся не по нраву. Она уговаривает своего мужа на то, чтобы в деревне появились как общественные туалеты, так и требует строительства личного туалета у них во дворе.
Как можем заметить, переход от мелодрам до реализма – это не только изменение в индийском кино, но и отражение общественных изменений, происходящих в Индии. Это не только средство развлечения, но и мощный инструмент для решения социальных проблем и формирования общественного мнения. Новое индийское кино открывает новые возможности для индийских кинорежиссеров и привлекает все больше зрителей со всего мира, которые наслаждаются просмотром фильмов, которые могут просветить, вдохновить и заставить задуматься.