А если точнее - Смоленскому трамваю 20 октября 2023 г. исполняется 122 года, он давно стал городской достопримечательностью, но не только - трамвай остаётся одним из важных видов транспорта в некоторых районах города.
Энтузиасты даже выдвигали предложение сделать под открытым небом "музей трамвая" во дворе ул. Коммунистической, где расположен памятник архитектуры в кирпичном стиле "Комплекс пожарного депо - сарай, каланча". Возможно, это когда-нибудь и случится. А пока - рассказ об истории смоленского трамвая.
- Приглашаем на экскурсии по Смоленску и Смоленщине!
Идея строительства в нашем небольшом городе (численность населения в то время была около 58 тыс. чел.) трамвайной линии и запуска трамвая- в то время предприятие называлось Смоленской городской железной дорогой,- появилась еще в 1898 году. Интересно, что ввиду расположения города на холмах, у нас никогда не было "конки". Трамвай появился сразу как самоходный вагон на электрической тяге.
26 марта 1898 года вышло Постановление городской Думы о строительстве электростанции для освещения и электрической городской железной дороги; право выполнения работ было предоставлено Русскому электрическому обществу (с бельгийским капиталом) "Унион". Это было мощное и авторитетное предприятие, работающее во многих городах России.
В 1899 года появилась первая в городе электростанция, обществом «Унион» были установлены первые электрические фонари на городских улицах, и на левом берегу Днепра, на Армянской улице (ныне ул. Соболева) началось строительство трамвайных линий и сооружений под руководством инженера Я.А. Самойловича. Работы велись быстро, было построено два участка трамвайных путей.
От комплекса трамвайного депо Русского электрического общества "Унион" до наших дней сохранились 2 корпуса - восточный и западный. Их рациональные формы, несколько измененные при восстановлении после ВОВ, близки разновидности кирпичного стиля архитектуры, которую на рубеже 19 и 20 веков называли стилем МПС.
С сентября 1901 года по городу уже ходили трамваи без пассажиров - проходили испытания на всех участках городской железной дороги. А 20 октября 1901 года (7 октября по ст. стилю) в Смоленске открылось регулярное движение электрического трамвая - это стало значимым событием в жизни города. Пассажиров в этот день возили бесплатно.
Длина трамвайного одноколейного пути составила 6 верст ( немногим более 6 км). Первые вагоны фирмы «Унион» были рассчитаны на 30 пассажиров, площадки были открытыми, двигались они по узкоколейному пути челночным способом. Работа вагоновожатых была тяжелой и ответственной, и до 1914 года считалась исключительно мужской профессией. Первая женщина-водитель трамвая была принята на работу после начала первой мировой войны - мужчины были призваны в армию.
Первый перерыв в работе смоленского трамвая случился во время гражданской войны - с 1919 по 1922 годы. Второй - с 15 июля 1941 года, когда фашисты захватили город, до 6 ноября 1947 года, когда после восстановления открылось движение трамвая, протяженность пути составляла 7,2 км, ходило 3 вагона.
С тех пор многое изменилось. В 1987 г. имелось 42,8 км пассажирских трамвайных путей, по ним ходили 119 трамваев. Движение осуществлялось по 11 маршрутам с 5 часов утра до 1 часа ночи. А 8 апреля 1991 года в нашем древнем городе появился новый вид общественного транспорта - троллейбус.
На сегодняшний день трамвайных маршрутов всего четыре.
Масштабная реконструкция ул. Б. Советской, проспекта Гагарина обернулась снятием путей и закрытием движения трамваев.
Но маршруты протяжённые, на трамвае можно проехать по многим районам города.
Если вы прибыли в наш город на поезде и решили проехать на трамвае - по его маршруту можно побывать в совершенно разных эпохах смоленской истории.
Можно полюбоваться рекой Днепр, набережной - вспомнить, как ходили здесь суда по пути "из варяг в греки"в эпоху Древней Руси; храмом Иоанна Богослова 12 века; участком смоленской крепости, построенной в 16м веке и Успенским собором, возведённом в веке 18-м.
Проехать по дамбе, проведенной через Чуриловский овраг в 60-е годы 20 века и окунутся в эпоху 1970-х,
побывать на проспекте Гагарина и полюбоваться на роскошные "сталинки" довоенного и послевоенного времени 20-го века,
проехать по улице Тенишевой, окунувшись в атмосферу эпохи расцвета Российской империи конца 19-го и начала 20-го века;
и закончить маршрут на улице Крупской, основной достопримечательность которой является здание главного корпуса Смоленского государственного медицинского университета, история которого (здания) начинается ещё в довоенное время.