Такую картину лучше увидеть в интернете, чем через собственное лобовое стекло. У машины в соседнем ряду отвалилось колесо. Покрышка покатилась по проезжей части и едва не стала причиной нескольких ДТП! И это запросто может произойти с каждым, если при установке колеса недостаточно затянуть крепёжные болты или наоборот - перестараться и перетянуть их. Подобрать правильную силу затяжки поможет специальный инструмент - динамометрический ключ.
"Динамометрический ключ, - объясняет автомеханик Павел Потёмкин, - позволяет нам закрутить болт или гайку с необходимым установленным заводом-изготовителем усилием".
Не обойтись без динамометрического ключа и при ремонте двигателя. Например, во время монтажа или замены поддона картера. На некоторых моторах между поддоном и блоком должна находиться резиновая прокладка. Если сильно притянуть прокладку, мы ее передавим, отчего польется масло. А это, в конечном счете, может привести к ремонту двигателя.
Купить динамометрический ключ можно в любом автомагазине. Правда, цены на этот инструмент заметно отличаются. Мы решили проверить, стоит ли переплачивать или можно обойтись и самым дешевым? Тестировать будем 4 модели предельного типа - они считаются самыми универсальными.
1) Ключ динамометрический щелчковый 1/2 с быстросъемом 28-210 Hm (Кипр) - 1500 РУБ.
2) Ключ динамометрический VOREL 1/2" 28-210Nm 465мм (Польша) - 2000 РУБ.
3) Ключ динамометрический 1/2, 28 - 210 Нм, STAYER (Китай) - 3000 РУБ.
4) Ключ динамометрический Berger, 1/2", 28-210 Нм. BG-12 TW (Китай) - 4000 РУБ.
Работать ключами предельного типа просто. Сначала на инструменте выставляют силу затяжки. После этого начинают закручивать болт или гайку. Как только ключ дойдет до заданного значения, раздастся щелчок.
Какой динамометрический ключ окажется лучшим, узнаем после наших экспериментов.
1️⃣ТЕСТ: ОСМОТР
Перед началом экспериментов осмотрим каждый образец. Самый дешевый инструмент эксперту сразу не понравился.
А еще Павел Потёмкин заметил "звонкий звук трещотки, не очень хорошую отливку на рычажке, да и сам рычажок перекидывается достаточно сложно. С одной стороны он не слетит в процессе работы как на изношенном ключе. Но с другой стороны в нём маловато смазки", - предполагает эксперт.
На втором инструменте рычаг ходит мягко. Дополнительно смазывать его не придется. Еще больше понравился нашему эксперту ключ за 3000 рублей.
Самый дорогой образец, на первый взгляд, свою цену не оправдывает. Ход рычага показался эксперту тяжелее, чем у более дешевых моделей. А значит, во время работы придется прилагать больше усилий.
Но на удобство работы влияет не только ход рычага, но и вес инструмента. Чем легче ключ, чем меньше от него устанут руки.
2️⃣ТЕСТ: ВЗВЕШИВАНИЕ
Самым легким оказался образец за 2 тысячи рублей (1160 г). Что не удивительно – этот ключ короче остальных.
А больше всего весит четвертый экземпляр (1247 г). Но, по словам эксперта, разница в 100 г - не существенная. Главное, чтобы инструменты при этом были удобными в работе.
"Если ключ будет совсем тяжелый, - предупреждает автомеханик Павел Потёмкин, - килограмма 2-3 - тогда масса может сыграть значение".
Но впереди - главное испытание! Проверим точность затяжки наших инструментов. В идеале, погрешность ключа предельного типа должна быть не больше 5%.
3️⃣ТЕСТ: ТОЧНОСТЬ
Мы закрепили на столе ступицу. У нас есть два болта, и их мы будем закручивать с помощью динамометрических ключей.
А проверить точность наших образцов нам поможет электронный динамометрический ключ. Такие используют на станциях техобслуживания. Погрешность у цифрового прибора около 1%. Правда, и стоит он дороже механических моделей в 1,5-2 раза.
Сравним показания наших образцов с эталонным прибором. Но для начала выставим на всех инструментах одинаковый момент затяжки - 48 ньютон-метров.
Сначала устанавливают значение на основной шкале. А дополнительное значение "докручивают" на дополнительной шкале. То есть, если нам необходимо значение 48 Н·м - мы выставляем на верхней шкале ближайшую цифру 42 Н·м и докручиваем нижнюю шкалу еще до 6 Н·м. Итоговая цифра (42 Н·м + 6 Н·м) = 48 Н·м.
💡Все ключи настраиваются непосредственно перед затяжкой. НИКОГДА не храните динамометрический ключ в затянутом состоянии - это приводит к его преждевременному износу.
При достижении нужного усилия электронный прибор запищит, а лампочка на нём замигает красным. Механический ключ щёлкнет. В идеале, оба сигнала должны прозвучать одновременно.
Погрешности дешевых инструментов чуть выше нормы - 8 и 6 %. Дорогие ключи оказались точнее. Они слегка перетягивают гайку.
Самым точным оказался ключ за 3000 рублей. Но как долго прослужат наши инструменты?
4️⃣ТЕСТ: ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Производители уверяют, что все наши динамометрические ключи сделаны из легированной стали. То есть, коррозия им не страшна! Проверим, так ли это на самом деле! Опустим наши образцы в емкость с уксусом.
А для наглядности в другой емкости с уксусной кислотой мы замочим 2 бруска из чёрной стали. Предварительно, мы их зачистили для большего контакта стали с кислотой. Посмотрим, как ведёт себя незащищённый металл!
Уже через 15 минут бруски, как мы и ожидали, покрылись ржавчиной. А вот наши ключи после уксусной ванны все еще выглядят как новые. Выходит, и дешевые, и дорогие модели сделаны из качественной стали.
По результатам испытаний автомеханик Павел Потёмкин выбрал динамометрический ключ №3 - за 3 000 рублей: "У него достаточно мягко звучит трещотка, не самый большой люфт, и он показал самую маленькую погрешность в плюс" - объяснил свой выбор Павел.
Наши эксперименты показали: там, где нужна высокая точность, экономить не стоит. А чтобы инструмент прослужил как можно дольше, соблюдайте несколько простых правил.
ЧТОБЫ ИНСТРУМЕНТ СЛУЖИЛ ДОЛГО:
💡 НЕ РОНЯЙТЕ КЛЮЧ
💡 ХРАНИТЕ В СУХОМ ПОМЕЩЕНИИ
💡РАЗ В ГОД СМАЗЫВАЙТЕ МЕХАНИЗМЫ
================================
Посмотреть сюжет целиком можно тут 👇🏻
Герой этого выпуска - автомеханик Павел Потёмкин
https://instagram.com/lars.doctor_lars
А полный выпуск "Самой полезной программы" вы можете найти тут: