Слово «коллектор» нередко пугает тех, кто оформляет кредиты или микрозаймы, то есть в какой-то момент распоряжается не своими деньгами. Еще до 2016 года, пока не был принят Федеральный закон N 320-ФЗ, у коллекторов было гораздо больше возможностей — вплоть до того, чтобы звонить должнику, приходить к нему домой и даже применять физическую силу. В то время привлекать их можно было исключительно по статьям УК РФ, что требовало немалых усилий. Как же обстоят дела сегодня? Что разрешено делать коллекторам, а что — нет?
Ограничения и запреты для коллекторов
В настоящее время деятельность «специалистов по работе с проблемными долгами» регламентируется отдельной статьей закона. А значит, теперь у должников нет необходимости избегать коллекторов, опасаться их, скрываться от них и так далее.
Прежде всего, под запрет попадают действия, напрямую связанные с насилием — физическим и психологическим. Среди них:
- угрозы, распространяемые лично, по телефону, через мессенджеры или социальные сети;
- добавление фотографий третьих лиц, которые приходятся членами семьи или другими близкими людьми должнику;
- распространение угрожающих, высмеивающих, оскорбительных комментариев под фотографиями, видеороликами и записями пользователя-должника в социальной сети.
Помимо этого, коллекторам запрещено без разрешения должника посещать его жилье, переступать порог, а тем более требовать, чтобы их впустили. Более того, каждый гражданин, который столкнулся с подобной ситуацией, вправе попросту не пускать коллекторов к себе домой, причем на вполне законном основании.
Важно не путать представителей коллекторского агентства с представителями органов правопорядка или другими уполномоченными лицами, которые имеют право входить в дом или квартиру гражданина.
Другие ограничительные требования для коллекторов
Есть также еще несколько действий, которые сотрудники компании по сбору долгов не вправе совершать. Среди них:
- изменение условий кредитного или займового договора в одностороннем порядке, то есть без получения согласия со стороны должника;
- требование предоставить персональные сведения со стороны должника, также без его согласия, для дальнейшей обработки или для оказания психологического давления;
- звонки членам семьи, друзьям, знакомым, родственникам — в том случае, если их телефонные номера или другие контакты не указаны в договоре или же отозваны в законном порядке, с помощью заявления.
Таким образом, человек с финансовыми трудностями максимально огражден от произвола со стороны коллекторских агентств. То же относится к его ближайшему окружению. Звонить и отправлять сообщения можно только тем участникам договора, чьи данные там отражены и при этом не отозваны посредством подачи заявления.
Лимиты, касающиеся дистанционной связи
Есть несколько действий, которые коллекторы не вправе совершать по отношению к должнику и его близким, даже не вступая в непосредственное общение. Среди таких действий:
- звонки, которые совершаются вне предусмотренных законом временных рамок — это время 8:00–23:00 по будним дням, а также 9:00–20:00 — по выходным и праздничным дням;
- сообщения, отправляемые посредством приложений, смс и другие типы текстовых сообщений, если они отправляются в эти же временные рамки;
- отправка звонков и совершение звонков с угрозами, оскорблениями, нецензурной бранью и так далее.
Помимо того, что сообщения должны отправляться в указанные временные рамки, существует также ограничение на их суммарное количество. В день можно отправить не более двух текстовых посланий, в месяц — не более шестнадцати.
Хотите больше узнать о том, что можно делать коллекторам, а чего — нельзя? Обратитесь в компанию Умный должник и получите всестороннюю консультацию по всем вопросам. Связаться с нами можно через сайт или по телефону +7 960 076 91 75.
Еще полезные сведения — на сайте Умный должник и в нашей группе ВКонтакте.