Дорогие читатели! Поздравляем вас с Днем Победы в Великой Отечественной войне!
Сегодня мы хотим рассказать вам о нескольких знаковых фотографиях известных фотокорреспондентов, работавших на фронте: Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Александра Устинова и Роберта Капы. Эти фотографии документально свидетельствуют об ужасах войны, о страданиях мирного населения (помните: в результате Второй мировой войны погибло более 70 миллионов человек, большинство из которых – мирные жители), о мужестве и подвигах простых солдат, наконец, о Победе, доставшейся такой неимоверной ценой. В предисловии к фотоальбому Евгения Халдея «От Мурманска до Берлина» Константин Симонов написал очень точные и правильные слова о том, как важно хранить память о войне:
«О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать, и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья».
Евгений Халдей. Фотографии двух женщин
Справка. Евгений Халдей – один из самых известных военных фоторепортеров. С первого дня войны он работал корреспондентом ТАСС на Военно-морском флоте. Халдей был фотографом-универсалом. В его фотоальбоме «От Мурманска до Берлина» есть фотографии сражений, портретные и пейзажные снимки, кадры с важных международных событий. Он запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом (именно ему принадлежит это знаменитый снимок), подписание акта капитуляции Германии. Фотографии Халдея использовались на Нюрнбергском процессе в качестве вещественных доказательств.
Книга. «От Мурманска до Берлина» - так называется фотоочерк Евгения Халдея, выпущенный в 1979 году с предисловием Константина Симонова. Среди фотографий сражений, портретов героев событий выделяются две трагические фотографии, историю которых рассказывает фотограф в книге:
«В июне 1942 г. фашисты решили сжечь Мурманск дотла. Более чем наполовину деревянный, город, на который были сброшены тысячи зажигательных и фугасных бомб, горел. В огне гибли люди, дома.
Тогда, в июне 1942 г., я встретил там старую женщину. Она несла деревянный чемодан – все, что осталось от домашнего очага. Я сфотографировал ее. Женщина опустила свой чемодан, присела на него и с укоризной говорит: «Что ж ты, сынок, фотографируешь мое горе, наше несчастье? Вот если б сфотографировал, как наши бомбят Германию!» Мне стало неловко. «Да, мамаша, - сказал я, - вы правы, конечно. Но, наверное, доведется сделать и такой снимок».
Прошло еще три года войны, и в мае 1945 г. на улицах Берлина среди руин я увидел старую женщину – и вспомнил ту, в Мурманске, и тот разговор.
Я подошел к немецкой женщине, спросил, кто она и куда идет. Она ответила: «Я уже не знаю, кто я и куда иду, и ничего у меня не осталось, кроме того, что на мне… А был дом, и семья была. Все это было. А теперь нет ничего». Потом, прощаясь, спросила: «Зачем война? Зачем все это нужно было?»
Это «Зачем война?» я слышал за войну не раз – и в Будапеште, и в Вене, и в Берлине».
Книга в библиотеке: Халдей Е. А., От Мурманска до Берлина : [фотоочерк]. — Мурманск : Книжное издательство, 1979. — [98] с. ; 29 см. Инв. номер Б 1774759-КХ
Другие фотографии Евгения Халдея можно посмотреть здесь
Дмитрий Бальтерманц. Два образа войны
Справка. Дмитрий Бальтерманц с первых дней войны работал военкором газеты «Известия» (в звании капитана). Здесь он стал свидетелем отступления в Крыму, а впоследствии обороны Москвы и Сталинграда. В 1942 году из-за ошибочного комментария к фотоснимку был разжалован в рядовые и отправлен в штрафной батальон. В 1943 году был тяжело ранен в ногу, но ампутации удалось избежать. Пролежав в госпиталях до 1944 года, снова был отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага».
Книга. В фотоальбоме «Избранные фотографии» (1977) военные снимки занимают важную, но не самую большую часть. Бальтерманц прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Фотографии, представленные в альбоме, показывают Бальтерманца не просто как фоторепортера, а как большого художника, который даже в опасное и рискованное военное время может снимать наполненные большим художественным смыслом фотографии. В качестве примера мы выбрали две знаменитые его фотографии «Бой за деревню» и «Военная дорога». Комментирует снимки фотожурналист, писатель, автор предисловия к альбому Василий Песков.
- Бой за деревню. «Секунда боя на этом снимке, боя на деревенской улице. Заметьте позы, в каких застал атакующих щелчок фотокамеры. Это в полном смысле – мгновение жизни, жизни на грани смерти. Возможно, пока фотограф перевел пленку для нового кадра, кто-то уже лежал неподвижным на этой улице. Наверняка так и было. Мы не видим не снимке немецкого пулемета, но мы его чувствуем. И каждый из атакующих слышит летящие пули. А вот еще пулемет. Наш. И двое у пулемета. От их умения, меткости, быстроты, возможно, зависит эта атака. У пулемета был и фотограф. (…) Мы видим не просто момент решительной схватки, мы видим образ войны в конкретном, пусть небольшом по масштабу, сражении».
- Военная дорога. «Что было на этой дороге? Сражение, бомбежка, артиллерийский обстрел? Прошла война. И вот ее след. Смерть настигла человека мгновенно – упал, не выпуская из рук винтовки… Сколько сказано всего о войне! Романы, стихи, полотна художников, кинохроника, цветные баталии широкоформатных фильмов. И все же хватает за сердце вот эта простая обыденность черно-белого снимка. Горький, но обычный на войне факт: убит человек. Однако в глазах художника «рядовая» смерть вырастает до символа: человек заслонил дорогу к Москве».
Книга в библиотеке: Бальтерманц Д. Н., Избранные фотографии : [фотоальбом]. — Москва : Планета, 1977. — [11] с., [75] л. ил., портр. ; 26 см. Инв. номер Б 1720300-КХ
Другие фотографии Дмитрия Бальтерманца можно посмотреть здесь
Роберт Капа. Последний убитый
Справка. Роберт Капа известен всему миру как классик документальной фотографии. К началу Второй мировой войны у него уже был опыт работы военным фотографом в Испанской Гражданской войне и Китайско-японской войне. С 1940-го по 1945 гг. Капа освещал для журнала «LIFE» Вторую мировую войну. На его снимках запечатлены Италия, Нормандия, Лондон, Северная Африка. Фотограф снимал не только на полях сражений, но и в тылу, показывая оставленные фашистами разруху и ужас.
Книга. «Скрытая перспектива» - это книга иллюстрированных воспоминаний Роберта Капы о своем опыте фотожурналиста во время Второй мировой войны. Книга напоминает авантюрный роман: приключения так и сыплются на фотографа (даже начинается книга с того, что Капа сидит в ожидании выдворения из Нью-Йорка, без денег и особых перспектив, а через некоторое время уже летит в Лондон в качестве военного фотокорреспондента). Капа постоянно над собой иронизирует, представляя себя эдаким чудаком-романтиком. Однако хронику событий он дает исчерпывающую и объективную. По фотографиям и историям, которые он рассказывает, видно, что это был не просто очень талантливый человек, а человек с большим и чутким сердцем. Поделимся двумя фотографиями Роберта Капы. Они были сделаны в апреле 1945 года, в Лейпциге. Капа не снимал уже несколько недель, было не то настроение: «Война уже выдыхалась, беспорядочно сходя на нет. Солдаты мысленно уже паковали рюкзаки и собирались домой, достреливая последние патроны». И вот в одном из лейпцигских домов он решил снять пулеметчика, прикрывавшего проходящие по мосту отряды американских солдат.
«Последний солдат, стреляющий из последнего пулемета, мало отличался от первого и любого другого. К тому времени, когда фотография доберется до Нью-Йорка, никто не захочет публиковать снимок обычного солдата, стреляющего из обычного пулемета. Но у этого парня было чистое, открытое, молодое лицо, а его орудие продолжало убивать фашистов. Я вышел на балкон и, стоя в двух ярдах от капрала, навел камеру на его лицо. Щелкнул затвор – моя первая фотография за несколько недель. И последняя фотография, на которой этот мальчик еще жив.
Напряженное тело пулеметчика обмякло, и он упал в дверной проем. Лицо его не изменилось, если не считать маленького отверстия, появившегося между глаз. Рядом с головой появилась лужа крови, его сердце больше не билось.
Сержант пощупал его запястье, переступил через тело и схватился за пулемет. Но стрелять не пришлось – наши уже перешли через мост.
У меня была фотография последнего убитого. В последний день погибли лучшие. Но живые о них быстро забудут».
Книга в библиотеке: Капа Р., Скрытая перспектива : [иллюстрированные воспоминания легендарного фотографа о Второй мировой войне]. — Санкт-Петербург : Клаудберри, 2021. — 276, [3] с. ; 21 см. 2443877-КХ
Другие фотографии Роберта Капы можно посмотреть здесь
Александр Устинов. День Победы
Справка. Всю войну Александр Устинов прошел фотокорреспондентом «Правды». И редкий номер этой газеты выходил без снимков и репортажей этого журналиста. Первый свой фронтовой репортаж он сделал из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, затем были командировки по заданиям редакции на все фронты, где шли главные сражения: он был на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Брянском, Сталинградском, всех четырех Украинских фронтах. Устинов запечатлел встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и День Победы на Красной площади в Москве.
Книга. «С "лейкой" и блокнотом» (1985) - так называется иллюстрированная книга воспоминаний Александра Устинова о своей работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны. В книге пять частей, говорящих сами за себя: «1941 год – Война», «Оборона Москвы», «Враг отброшен за запад», «Освобождение Украины», «Последний этап войны». Устинов рассказывает о работе редакции, о событиях на фронте, за которыми все напряженно следили и, конечно, о фотографиях, которые он каждый день снимал для газеты: о мужественных солдатах и трудящихся тыла, об отступающих фашистах – эти снимки вдохновляли людей и заставляли верить в грядущую Победу. Последние фотографии в альбоме – это съемки народного гуляния в Москве после известия о капитуляции Германии. Вот как рассказывает фотограф о том дне, 9 мая 1945 года:
«Война приближалась к концу. Со всех фронтов в Москву шли сообщения о разгроме гитлеровских армий. Во всем мире люди с нетерпением ждали капитуляции фашистов. Над нашей столицей сияло весеннее солнце. Из репродукторов неслась бодрая, веселая музыка.
И, наконец, вот оно – долгожданное сообщение о взятии Берлина. То, чего все мы так долго ждали, к чему непреклонно шли сквозь тяжелейшие испытания, - свершилось.
В ночь на 9 мая 1945 года москвичи не спали. В два часа по московскому радио после позывных «Широка страна моя родная…» объявили, что будет передано важное сообщение. В 2 часа 10 минут Юрий Левитан прочитал Акт о безоговорочной и полной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Праздником Победы.
Взяв две «лейки» я выбежал на Зубовскую площадь. Из всех окон звучала торжественная музыка, из всех домов выбегали люди. Они радостно поздравляли друг друга с Победой. У многих на глазах были слезы – слезы радости. Появились знамена. Народ все прибывал, а многие двинулись на Красную площадь. Сюда со всех концов Москвы стекались люди, началась стихийная демонстрация. Радостные лица, залихватские пляски под гармошку. Качают военных. Люди вздохнули полной грудью.
Легко, радостно дышалось – это пришла к нам Победа!
А какой же был в тот вечер салют – всем салютам салют: тридцать залпов из тысячи орудий! Лучи ста шестидесяти прожекторов образовали в небе световой шатер»
Книга в библиотеке: Устинов А. В., С "лейкой" и блокнотом. — Москва : Искусство, 1985. — 160 с. ; 21 см. Инв. номер 1962164-КХ
Другие фотографии Александра Устинова можно посмотреть здесь
***
Если вы живете в г. Екатеринбурге, то приглашаем вас в Библиотеку Белинского посетить выставки, посвященные 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне:
- Региональный центр Президентской библиотеки подготовил выставку «День Победы». Экспозиция представляет коллекцию книг и журналов библиотеки А. Д. Кириллова и рассказывает об одном из самых главных праздников России. Читатели найдут здесь воспоминания участников войны, поэтические сборники, альбомы и учебно-методические материалы.
- «И превращался в пепел снег» – так называется книжная выставка отдела фондов и обслуживания, посвященная 80-летию разгрома Советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Вниманию ее посетителей предстанут книги, включающие документы и военную хронику, мемуары участников и свидетелей событий, а также художественные произведения, посвященные Сталинградской битве.
- В витринах выставки отдела музыкально-нотной литературы «Нам дороги эти позабыть нельзя» размещены книги, пластинки, ноты военных песен. Особое внимание привлекает библиографический указатель «Ноты, опаленные войной».
- Отдел электронных ресурсов подготовил виртуальную выставку, посвященную оборонительным и наступательным операциям, важнейшим битвам Великой Отечественной войны. Представлены карты сражений, изоматериалы, книжные издания из фондов Белинки и электронных ресурсов сетевого распространения по подписке библиотеки. Подробнее с материалами к выставке можно ознакомиться, обратившись к библиографическому списку.
Еще раз с Днем Победы, друзья! Ждем вас в Библиотеке Белинского!
Автор публикации: Анна Кузьмина, отдел фондов и обслуживания