Найти тему
Заметки копирайтера

Как безболезненно начинать работу с новым заказчиком?

– Вы сделали не так, как мне нужно. Я не нуждаюсь в ваших услугах. Вы мне не подходите.

Согласитесь, неприятно слышать такие слова, когда работа была уже почти в кармане. Что случилось? Почему не подхожу, вы же, вроде как, согласились сотрудничать со мной.

Так часто случается. Копирайтер ответил на вакансию, написал тестовое или показал свои тексты. Заказчик одобрил. Всё, договорились о сотрудничестве, но что-то не пошло.

После первого написанного текста, заказчик отказывается от сотрудничества. Его всё не устраивает.

Это вполне реальная история. И дело здесь не в том, что заказчик бяка или копирайтер неумёха. Как раз, всё в норме с той и другой стороны.

В чём же тогда дело?

Просто ни заказчик, ни копирайтер не договорились друг с другом. Заказчик должен дать своё так называемое ТЗ. Это не то, что на бирже, немного другое. То есть он должен рассказать, кто ЦА, чего хочет добиться текстом, как обращаться к читателям (если это посты). Что в тексте допустимо, что нет и т.д.

Если заказчик не предоставляет информацию, сам копирайтер должен задать многочисленные вопросы своему работодателю.

Вырисовывается не очень хорошая ситуация. Клиент думает:

– Он же копирайтер, всё должен знать. Я плачу, копирайтер пишет.

Типичное представление клиента
Типичное представление клиента

Копирайтер думает:

– Мне знакома эта тема. Я запросто напишу сам, без лишних вопросов.

В результате, зря потраченное время копирайтера, неудовольствие работодателя. Текст никуда не годиться, приходиться переписывать или союз двух человек так и останется нереализованным.

На курсах копирайтинга всегда говорят о том, что нужен бриф, то есть заранее приготовленные вопросы, которые копирайтер даёт заказчику. Надо сказать, что они не очень любят отвечать на вопросы. Это если какой-то масштабный проект предстоит делать, тогда, конечно, без брифа не обойтись.

У меня есть 2 варианта брифов по 200 вопросов каждый. Выбираешь нужные тебе вопросы и задаёшь клиенту.

Всё предельно просто объясняется, зачем нужен бриф
Всё предельно просто объясняется, зачем нужен бриф

Чтобы не было непонимания, надо максимально полно обговорить всё сразу. Если нужно писать посты или промо, даже тексты, будет хорошо, если работодатель покажет контент, который нравится.

Так можно быстрее сориентироваться, какие тексты нужны, какой манеры и стиля изложения придерживаться.

Для меня самым сложным является начало работы с новым заказчиком. Потому что я не знаю ничего о нем и его требованиях. Так получилось и в этот раз.

Наконец-то проявился клиент, который пришёл по сарафанному радио. Нужно написать пост. Был дан минимум информации. Я задала вопросы, написала, отправила.

Обратную связь ждала 3 дня. Наконец клиент написал, что понравилось, что нет, то есть что изменить. А потом спросил:

– Может вам выслать тексты, которые мне очень нравятся?

– Да, конечно!

В итоге я пост переписала, получила ответ:

– Отлично! Меня всё устраивает. Деньги легли на карту. Всё.

Полгода назад, когда я начинала работать с новым заказчиком, пост переписывала 4 раза. Другого заказчика всё устроило с первого раза. Вот такие они разные. К каждому надо найти подход.

Что я спрашиваю у клиента (перед написанием постов):

1. Кто ваша ЦА?

2. Что вы хотите донести до читателей?

3. Как обращаться к читателю на «Ты» или «Вы»?

4. Что допустимо в тексте: только деловой стиль, шутки, вопросы и т.д.

5. Есть ли конкуренты? Как посмотреть их контент?

6. Какой объём текста должен быть?

7. В течение какого времени нужно написать текст?

После ответов клиента начинаю работу над текстом
После ответов клиента начинаю работу над текстом

Когда отправляю, как правило ссылкой, всегда пишу:

– Посмотрите пожалуйста текст поста. Напишите, что вам не понравилось, что нужно переделать. Я к этому отношусь как к рабочему моменту. Исправлю так, как вы хотите в кратчайшие сроки.

И далее терпеливо жду, когда будет обратная связь. Я очень нетерпеливый человек, делаю всё быстро. Но, похоже, работа копирайтером меня научила терпеливости, терпению.

Да, всегда нужно придумывать 2-3 заголовка к посту, тексту, чтобы клиент выбрал тот, который больше понравится, а может на основании вашего немного бы его изменил.

Если статья была полезна, подписывайтесь, оставляйте комментарии.