Найти в Дзене

Моабитская тетрадь: как стихи Мусы Джалиля преодолели тюрьму и железный занавес, пережили своего автора и стали национальной классикой?

Считается, что слову - а тем более слову поэта - не подвластно ни время, ни стены. И прямым воплощением этой мудрости можно считать Моабитскую тетрадь, которая преодолела не просто стены, а стены нацистской тюрьмы, и не просто время - а время послевоенных репрессий и забвения. Ее автор, Муса Джалиль, писал эти стихи за считанные дни до смерти и понимал, что, скорее всего, мир о них никогда не узнает. Но случилось невероятное - мир узнал о нем и его "Моабитской тетради" Муса Джалиль - известный татарский поэт - был призван на фронт Великой Отечественной в 1941-ом году. Но меньше, чем через год его отряд вступил в тяжелый бой и поэт попал в плен. Там Джалилю и его сторонникам предложили работать на нацистов, вступив в национальный легион, состоящий из татар, башкир и других народов Поволжья. Как получивший образование и умеющий писать вдохновляющие тексты журналист, Джалиль должен был заниматься культурно-просветительской работой среди членов отряда. Но вместо этого он вел подпольную ан
Оглавление

Считается, что слову - а тем более слову поэта - не подвластно ни время, ни стены. И прямым воплощением этой мудрости можно считать Моабитскую тетрадь, которая преодолела не просто стены, а стены нацистской тюрьмы, и не просто время - а время послевоенных репрессий и забвения. Ее автор, Муса Джалиль, писал эти стихи за считанные дни до смерти и понимал, что, скорее всего, мир о них никогда не узнает. Но случилось невероятное - мир узнал о нем и его "Моабитской тетради"

Сегодня мы расскажем вам о том, как и благодаря кому это невероятное случилось, как сильные патриотические стихи Джалиля преодолели границы и время и остались потомкам.

Предыстория

Муса Джалиль в молодости
Муса Джалиль в молодости

Муса Джалиль - известный татарский поэт - был призван на фронт Великой Отечественной в 1941-ом году. Но меньше, чем через год его отряд вступил в тяжелый бой и поэт попал в плен. Там Джалилю и его сторонникам предложили работать на нацистов, вступив в национальный легион, состоящий из татар, башкир и других народов Поволжья. Как получивший образование и умеющий писать вдохновляющие тексты журналист, Джалиль должен был заниматься культурно-просветительской работой среди членов отряда. Но вместо этого он вел подпольную антифашистскую агитацию, помогая несогласным бежать из плена или организовать восстание. Вскоре Мусу и его сторонников поймали и посадили в тюрьму ждать неутешительного приговора.

Тюрьма

Моабитская тюрьма
Моабитская тюрьма

Моабитская тюрьма была построена в 1844-ом году на окраине Берлина. И уже через два года она приняла первых осужденных - ими стали поляки, готовившие восстание в Познани. Со временем Моабитская тюрьма приобрела известность как тюрьма для несогласных. Ведь именно здесь в разное время содержались Макс Хёдель, готовивший покушение на императора, Карл Радек и другие социал-демократы, считавшиеся тогда идейными врагами. После прихода к власти нацистов здесь сидели их политические противники, в частности Эрнст Тельман и болгарский коммунист Георгий Димитров.

Сегодня от Моабитской тюрьмы осталась лишь часть, которая продолжает использоваться по назначению. Остальное сломали и сделали на этом месте парк
Сегодня от Моабитской тюрьмы осталась лишь часть, которая продолжает использоваться по назначению. Остальное сломали и сделали на этом месте парк

Содержались в Моабитской тюрьме и советские пленные. Они старались поддерживать друг с другом связь, перешептываться и перестукиваться через каменные стены камер. Еще одним средством спасения от изоляции были книги из тюремной библиотеки. На удивление, там были и экземпляры на русском - их зачитывали до дыр и оставляли на полях записки с надеждой, что рано или поздно их найдет и прочитает кто-то еще.

Освобождавшие тюрьму в 1945-ом году советские солдаты рассказывали, что находили эти книги с записями на полях и просьбами сообщить о своей судьбе родным. Вот, например, одна из записей: "Здеся сидел Ляня осуждяняй на 10 годов. (…) Тут рубають гылыву. Сидел 7 месицев до суды. Но суд намятский пригывырил отрубыть гылыву большевику." Далее идет адрес и имена родных. Как видно, этот пленный был из простых крестьян или рабочих, не получивший хорошего образования.

Тетрадь

-5

В гнетущей атмосфере ожидания смертельного приговора очень трудно не сломаться, не впасть в апатию и не утратить волю к жизни. Возможно, чтобы противостоять этим чувствам, Муса Джалиль и стал писать. Он вырывал листочки из газет, писал на клочках достававшейся от товарищей бумаги, складывая все это в подобие тетради. Для отвода глаз на одной из таких тетрадей написано по-немецки: "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г."

Неизвестно, сколько на самом деле тетрадей со стихами написал в Моабите Джалиль. До нас дошли только две, в которых содержатся 92 стихотворения и два отрывка из большой поэмы. Какие-то из стихов автор считал особенно важными, потому что он повторил их в другой тетради. На последней странице по-татарски написано завещание Джалиля, в котором он рассказывает историю своего пленения и беспокоится о судьбе написанных стихов, прося случайного читателя отправить их на родину, в Казань.

Постер к фильму, снятому по событиям создания стихов из "Моабитской тетради"
Постер к фильму, снятому по событиям создания стихов из "Моабитской тетради"

В "Моабитской тетради" мы видим стихи, посвященные самым разным темам. Конечно, ведущая тема - это тема героизма, подвига, праведного гнева и мщения. Но встречаются и стихи о любви, о свободе, о судьбе человека. Нашлось место и для юмористических зарисовок из мирной, еще довоенной жизни.

Именно здесь - в Моабитской тюрьме в Берлине - Муса Джалиль написал свои самые известные, самые яркие и запоминающиеся стихи.

-7
Но как тетрадь, которая должна была пропасть, сгореть, сгинуть при штурме тюрьмы или просто затеряться, дошла до нас? Кто тот герой или герои, кто смог вынести бессмертные стихи поэта и познакомить с ними нас?

Спасители

Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы один из ее узников, советский военнопленный Габбас Шарияов. Во французском лагере он передал ее другому пленному Нигмату Терегулову, которому удалось добраться до родины первым. В 1946-ом году Нигмат принес тетрадь Джалиля и еще одного их плененных поэтов в Союз писателей.

Еще через год нашлась и вторая тетрадь. Она гораздо тоньше, в ней всего 33 стихотворения, а в конце приписка: "В плену и в заточении-1942.9-1943.11 - написал сто двадцать пять стихотворений и одну поэму. Но куда писать? Умирают вместе со мной".

Тетрадь, переданная Джалилем Андре Тиммермансу
Тетрадь, переданная Джалилем Андре Тиммермансу

Эту тетрадь Муса Джалиль лично переписал и подарил своему сокамернику, бельгийскому антифашисту и участнику Сопротивления Андре Тиммермансу. Чтобы не вызвать подозрений, все стихи были написаны латиницей и благодаря этому Андре удалось тайно вместе со своими личными вещами переправить их своей матери. Он полагал, что его ждет та же судьба, что и Джалиля, но история распорядилась иначе. Андре освободили и он смог вернуться домой, где нашел завещанную тетрадь и переправил ее в Советский Союз через консульство в Брюсселе.

Картина Муса Джалиль и Андре Тиммерманс
Картина Муса Джалиль и Андре Тиммерманс

К сожалению, судьба не всех спасителей Моабитской тетради сложилась так же хорошо. Советских военнопленных, принесших первую тетрадь Джалиля, опять ждали лагеря, только уже на родине. Габбас Шарипов пережил десятилетнее заключение, а Нигмат Терегулов погиб в лагере.

Выживи сам Муса Джалиль, вполне возможно, его ждала бы схожая участь. Документы о его участии в нацистском легионе дошли до родины, где его сразу же объявили изменником. Стихи Джалиля запретили печатать, песни вдруг стали "народными", а пьесы шли без указания авторства. Жену Мусы неоднократно вызывали на допросы в МГБ. Даже уже дошедшие тетради поэта с его завещанием, где говорилось, что он вступил в легион, чтобы развалить его изнутри, и потому никогда не был предателем, не убедили следствие.

Константин Симонов
Константин Симонов

Ситуация начала меняться только в 1950-ых годах. За честь поэта заступился другой поэт-фронтовик Константин Симонов. В 1953-ем году он опубликовал "Моабисткую тетрадь" Джалиля. Еще через год нашел того самого Андре Тиммерманса, который подтвердил в интервью, что Муса действительно был казнен за свою антифашистскую деятельность. Постепенно репутация поэта стала восстанавливаться. А в 1957-ом году он посмертно получил высшую литературную награду - Ленинскую премию.

Возможно, что существовала и третья часть моабитских стихов Джалиля. В январе 1946 года турецкий татарин Казим Миршан принес в советское посольство в Риме еще одну тетрадь. Сборник переправили в Москву, в МИД, откуда направили в МГБ, затем в СМЕРШ. Где находится эта тетрадь сейчас и что с ней стало - неизвестно. Поиски идут с 1979-ого года, но пока не дали результатов.
-11

Сейчас стихи Мусы Джалиля переведены на 60 языков, а по мотивам истории их создания снят одноименный фильм - "Моабитская тетрадь". Их изучают в школах и рассказывают наизусть. Но все это было бы невозможно, не сохранись эта тетрадь для потомков. Усилиями многих узников и подпольщиков тетрадь - а вернее тетради Джалиля - смогли преодолеть не только стены немецкой тюрьмы, но и наступивший после войны железный занавес. Слова Мусы не пропали в архивах, пережили забвение своего автора, но добрались до своего читателя, став национальной классикой татарской поэзии. Это поистине уникальный случай и хороший повод прочесть пару стихотворений из "Моабитской тетради".

Канал #Сквозь_призму_истории поздравляет вас с праздником 9 мая!

Подписывайтесь, чтобы читать больше захватывающих историй из мира литературы!