Святые воины и небесные покровители военных
В День Победы поговорим о тех, кто является покровителем и защитником воинов, кому молятся о защите от нападений, о победе над врагом. О святых воинах мы узнаем из житийных описаний и иконографии. В этом материале расскажем о самоотверженных, сильных духом воинах, о том, как их изображают на иконах. Они жили в разные эпохи, принадлежали к разным сословиям, имели разные чины. Их объединила христианская вера, любовь к Отечеству и великая сила самопожертвования во имя правды. “Не в силе Бог, а в правде!” - известные слова одного из великих воинов, который почитается в лике святых, св. Александра Невского; о нем мы тоже расскажем в этом материале.
Мученик Лонгин Сотник
Воинская тема нашла свое отражение в христианском искусстве с раннехристианского периода. Первые образы воинов в доспехах и с оружием в руках мы видим на фресках, изображающих стражей возле Гроба Господня. Среди них был Лонгин Каппадокийский: военачальник, копье которого пронзило Иисуса Христа.
Он стал свидетелем Воскресения Спасителя и начал проповедовать Слово Божие, за что был жестоко казнен.
Георгий Победоносец
Примечательно, что воины изначально изображались на иконах как мученики: в белых одеяниях и с крестом в руках. Образы с доспехами, мечом, копьем появились позднее. К примеру, Георгий Победоносец на первых иконах также не имел оружия и других воинских атрибутов. Привычный и близкий нашему сердцу образ святого с копьем, пронзающим змия, появился позднее. Подробнее можно прочитать в этом материале.
Димитрий Солунский
С иконографией Герогия Победносца перекликаются образы великомученика Димитрия Солунского. До XI века он изображался в виде безбородого юноши в патрицианских одеждах. Затем образ отважного воина дополняется орудием (копье или меч), а также сюжетными деталями. Особенно христианами почитается икона, на которой великомученик пронзает копьем царя-язычника Калояна.
Подробно о житии и христианских подвигах Димитрия Солунского рассказывают житийные иконы. Эпизоды о проповедничестве и благословении, гибели и чудесах святого изображены на клеймах: небольших прямоугольных вставках по периметру центрального образа. Обратите внимание, насколько легкой, почти парящей, изображена фигура воина. Этот иконографический прием характерен для изображения святых воинов, его мы можем также наблюдать на образах с изображением архангела Михаила в воинских доспехах.
Феодор Стратилат
Представитель высокого воинского чина - святой великомученик Феодор Стратилат изображается молодым воином с короткой бородой и волнистыми волосами. Его облачение - короткий хитон, кольчуга и плащ, в руке - меч, щит или копье.
Таким мы видим изображение святого на створке триптиха «Сорок мучеников Севастийских» Х века из собрания Государственного Эрмитажа. гиперссылка Феодор Стратилат изображен в нижней части триптиха, возле него написано имя святого. На ножнах меча Феодора Стратилата - имитация арабских надписей.
Святой Александр Невский
Известно, что князь новгородский Александр Невский прославился не только ратными подвигами, но и своей справедливостью, верностью избранному пути. Он честно служил на благо Отечества, в конце своего недолгого земного пути принял схиму с именем Алексий. Иконография Александра Невского развивалась в двух направлениях. До XVII века образ святого был представлен в монашеском облачении. В 1724 году Святейший Синод постановил писать св. Александра Невского в воинских доспехах и царской мантии.
Одной из самых известных и почитаемых стала икона “Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями”, написанная в конце XVI - нач. XVII века. Здесь Александр также изображен в схиме, в полный рост, с благословляющим жестом.
Иконописец XVII в Иван Гусятников изображает Александра Невского в образе русского князя, полководца, отважного воина, который защищает землю русскую от вражеского войска.
Димитрий Донской и Феодор Ушаков: защитники сухопутной и морской границ России
Дмитрий Донской
В отличии от Александра Невского, князь Дмитрий Донской канонизирован относительно недавно, в 1988 году. Герой Куликовской битвы, правитель, который помог государству российскому стать независимым от монгольского ига, изображается на фоне церквей, с мечом в правой руке и храмом в левой. Это напоминает нам о вкладе великого князя в получение свободы для русской православной церкви от Константинополя. В времена его правления построено множество храмов и монастырей, которые являются духовной защитой границ нашего Отечества.
Феодор Ушаков
Святой праведный воин Феодор Ушаков был великим адмиралом, благодаря мудрости и отваге которого русский черноморский флот неоднократно одерживал победу над вражескими войсками. Обратите внимание: на иконе Феодор Ушаков представлен в образе военачальника своего времени. На нем - адмиральский мундир XVIII века с наградами, завоеванными в победных сражениях. В правой руке святого - список, призывающий :”Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России”. Вместо меча или копья мы видим офицерскую саблю, которая символизирует благородство и преданность выбранной им стези защитника Отечества.
Архангел Михаил
Его имя с еврейского языка переводится «Кто как Бог». Он является архистратигом – главным военачальником – всех Небесных бесплотных сил. На иконах арх. Михаил изображается со следующими отличительными элементами:
▪️ попирающим ногами дьявола;
▪️ в правой руке держит меч, посох вестника или копье с белой хоругвью с красным крестом;
▪️ в левой руке - зерцало или финиковую ветвь.
Меч, копье, доспехи: что они символизируют в иконописи?
В образе воина на иконах всегда изображались те, кто и при жизни имел ратные подвиги, защищал землю русскую с оружием в руках. Однако важно понимать, что вся военная атрибутика на иконе носит символичный характер. Святые воины облачены в доспехи добродетели, а их копье или меч - это слово Божие, восстающее против заблуждений и ересей. Обратите внимание: оружие как правило изображается на иконах тонкими линиями, им невозможно покарать физически, его задача - побороть дух злобы и несправедливости. Как известно, икона – это богословие в красках, она неотделима от Евангелия. И в Новом Завете мы встречаем описание воинской одежды, применимое именно для духовной борьбы:
«Мы же, будучи сынами света трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды и спасения» (1 Фесс 5:8).
«Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир; А паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 14-17).
Больше интересной и полезной информации об особенностях иконографии святых, читайте в нашем телеграм-канале.