Найти в Дзене
Краски и пиксели

Агитплакаты — искусство советских графиков

В Советском Союзе плакаты были эффективным инструментом влияния на массы. С помощью них можно было быстро и чётко донести нужную мысль, воспитать патриотические чувства и негатив к пагубным привычкам. Особую роль плакат получил в период Великой Отечественной войны. Агитационный плакат издавался в России ещё в годы Первой мировой войны, но массово его печатают после революции. В 1920 и 1930-х годах плакат становится главным помощником в формировании общественного мнения. Важно было показать трудолюбивых и работоспособных граждан, чтобы сподвигнуть на трудовые достижения. Быстрее, выше, сильнее! (правда, этот слоган появился значительно позже) В годы Великой Отечественной войны агитационный плакат вселяет веру в победу, вызывает ненависть к врагу и одновременно любовь к Родине, желание защищать свою страну. В начале войны одни плакаты выдерживались в минорных тонах: они показывали трагедию войны. Другие – изображали карикатурных фашистов, которые могли вызвать лишь злую улыбку. Художник

В Советском Союзе плакаты были эффективным инструментом влияния на массы. С помощью них можно было быстро и чётко донести нужную мысль, воспитать патриотические чувства и негатив к пагубным привычкам. Особую роль плакат получил в период Великой Отечественной войны.

Агитационный плакат издавался в России ещё в годы Первой мировой войны, но массово его печатают после революции. В 1920 и 1930-х годах плакат становится главным помощником в формировании общественного мнения. Важно было показать трудолюбивых и работоспособных граждан, чтобы сподвигнуть на трудовые достижения. Быстрее, выше, сильнее! (правда, этот слоган появился значительно позже)

В годы Великой Отечественной войны агитационный плакат вселяет веру в победу, вызывает ненависть к врагу и одновременно любовь к Родине, желание защищать свою страну. В начале войны одни плакаты выдерживались в минорных тонах: они показывали трагедию войны. Другие – изображали карикатурных фашистов, которые могли вызвать лишь злую улыбку.

Художники-графики рисовали жалких и беспомощных врагов-захватчиков и сильных солдат Красной Армии, на чьей стороне была правда. В то время когда фашисты захватывали города и превосходство было на их стороне, на агитплакатах необходимо было показать, что фашисты не всесильны и вполне уязвимы.

Первый военный плакат расклеили в июне 1941 года. Это был рисунок группы художников «Кукрыниксы», который изображал карикатурного Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении.

Самый известный плакат «Родина-Мать зовёт» был создан Ираклием Тоидзе. Художник начал продумывать его идею, как только узнал о начале войны. А позировала ему жена, Тамара Теодоровна. Он точно перенёс эмоции и выражение лица взволнованной женщины, которая стремилась что-то предпринять после услышанной новости. Художник сделал свою героиню старше прототипа, для того чтобы образ получился более суровым и сильным.

-4

А один из самых сильных по эмоциональному накалу плакатов «Воин Красной Армии, спаси!» был выпущен в 1942 году. «Тема плаката определилась для меня сразу, — её выдвигала сама жизнь, - рассказывал автор Виктор Корецкий. - Плакат создавался в напряжённое время, когда враг рвался к Волге и всё человечество было потрясено беспримерным героизмом несгибаемых защитников Сталинграда». Работа художника нашла отклик у огромного количества людей. Тираж составил 10 миллионов экземпляров.

Плакаты были мощной эмоциональной "бомбой". Чаще всего художники рисовали женщин и детей, призывающих взяться за оружие и защитить свой дом.

С 1943 года советские войска отбрасывали неприятеля и освобождали города. Ход войны меняет агитационную повестку. Плакаты должны были поднимать дух советских солдат и поддерживать людей, находящихся в оккупации, укреплять их веру в скорейшее освобождение.

В 1944 и 1945 годах плакаты выражали народную благодарность и любовь к своим защитникам. Художники рисовали героев войны, отважных, улыбающихся солдат, которым всё было по плечу. Как правило, образ был собирательным. А Леонид Голованов на своих плакатах изобразил одного из лучших снайперов Василия Голосова и использовал его облик для плаката «Дойдём до Берлина!», хотя солдат погиб ещё в 1943 году. Так художник обессмертил героя.

#ВеликаяОтечественнаявойна #деньПобеды #9Мая #агитационныйплакат #советскиехудожники #советскиеграфики