Найти тему

Как сохранить культуру?

Оглавление

Два полюса культуры

Культура — очень перегруженное слово с множеством значений. Многие определения противоречат другим. Чтобы не вдаваться в технические подробности, давайте намеренно останемся расплывчатыми и определим «Культуру», используя два её составляющих принципа, которые мы назовем «Традиция» и «Художник». Эти принципы неотделимы друг от друга. Мы можем назвать их двумя полюсами культуры. Как инь янь они воплощают противоположности:

«Традиция» - общество: коллективный, пассивный, консервативный принцип,
«Художник» - человек: индивидуальный, активный, творческий, прогрессивный принцип.

«Художник» рождается в «Традиции». Что отличает этого человека от других, так это его стремление творить, выражать; стремление которое превосходит его и «Традицию», но в то же время выражает что-то глубокое о «Традиции» — идею, точку зрения, критику. «Традиция» — это его мир, поэтому то, что он выражает, должно использовать «Традицию» в качестве своего языка. Трансцендентальный элемент того, что он выражает, является ключевым. Все, что меньше этого, все эфемерное быстро забывается и никогда не достигает определяющую стадию для Художника: когда его творение присоединяется к «Традиции». Это может произойти в течении длительного времени после смерти Художника, но его творения живут и вдохновляют других Художников как часть их Традиции.

Конечно, это упрощённая, статичная картина, которая пренебрегает влияниями и взаимосвязями между различными Традициями, а также избегает интересных вопросов странствующего Художника, который может принадлежать к более чем одной Традиции. Но это отправная точка.

Виды культуры

Мы можем применить эту модель к разным видам культуры: языку, литературе, музыке, кухне. Разные виды культуры имеют разную скорость изменений и исторически отличались разным уровнем грамотности.

До Нового времени привилегией грамотности обладали только элиты, что позволяло им знать Традицию не только в её нынешнем состоянии, но и всю её историю (например, литературу от Гомера до их времени). Грамотность также позволила им оставить свой след, действуя как Художники. Поскольку элиты были относительно небольшими по размеру, это привело к относительно скромному росту количества письменной Традиции.

С другой стороны, существовали более традиционные формы Традиции, в которых грамотность не была распространена, например, народная музыка и кухня. Тут Художники часто оставались анонимными, а Традиция состояла только из того, что было известно на данный момент времени. Рост количества передаваемой Традиции никогда не был проблемой.

Враги культуры

Всё изменилось в ХХ веке с появлением массового общества и массовой культуры. Массовое грамотность привело к взрывному росту культуры во всех её формах, что привело к ещё невиданному набору проблем. Развлечение появилось как дешевая замена культуре. Несмотря на то, что современный человек был свободен в доступе к культуре и наслаждался ею в большем количестве, чем когда-либо в истории до того времени, все, чего жаждал средний современный человек, — это тратить свое время на развлечения. Развлечение стало индустрией массового производства. В отличие от Традиции, развлекательные продукты одноразовые, потребителю всегда нужны новые. [1]

21-й век принес совершенно новый набор врагов культуры в виде безжизненных алгоритмов, доминирующих в письменном ландшафте и решающих за нас, что нам следует читать и смотреть. Эти алгоритмы, конечно, не имеют понятия культуры. Они оптимизированы для максимального «вовлечения пользователей». Обычно это означает продвижение самого захватывающего, самого шокирующего контента, который взывает к основным инстинктам человека. «Вовлечение пользователей» означает максимальное увеличение количества пользователей, а также времени, которое каждый пользователь тратит на просмотр/чтение. Это простая игра со статистикой и большими числами, в которой психологи и нейробиологи участвуют в тонкой настройке процесса оптимизации. Создатели контента играют свою роль в этой игре, становясь шестеренками в этой антиутопической машине, предназначенной высасывать из людей все свободное время, превращая их в пассивных, пустых существ, неспособных к свободному мышлению. Если вы думаете о ютубере как о прототипе современного Художника, подавляющее большинство из них не соответствует всем требованиям: Художник по определению бунтарь, а ютубер должен играть конформиста, если он хочет иметь публику и зарабатывать на жизнь.

Что делать?

Стрела времени неумолимо движется вперед. Иллюзорно думать, что мы можем вернуться и восстановить Традицию в каком-то более раннем состоянии. Традиция всегда обновляется, она развивается дальше. Это процесс, в котором мы активно участвуем, хотя и не осознаем этого: каждое влияние, все, на что мы обращаем внимание, мы в конечном итоге поглощаем в той или иной, пусть и малой, степени. Насколько мы теряем нашу Традицию, зависит от того, насколько мы позволяем этому влиянию забыть нас о наших корнях.

«Корни» — абстрактное слово, но в самом общем смысле можно сказать, что это всё, что вы когда-либо получали от своих бабушек и дедушек: всё, чему они вас учили, каждую историю и сказку, которую они вам рассказывали, каждое блюдо, которое бабушка вам приготовила, каждый свитер, который она вам связала, но тоже и всё, что они молчали, каждая улыбка, каждый взгляд, каждое объятие. И это всё вы, кто вы есть, часть вашей личности. Если вы помните об этом, Традиция доходит до вас.

А как же Художник? Нет нужды в амбициях большой публики, потому что самый основной и самый важный Художник — это родитель, а его шедевр — его ребёнок. Если вы примете это как миссию своей жизни, вам не придется беспокоиться о будущем культуры и человечества. И помните, что стремление Художника к творчеству — суррогат любви. Любите свою семью! Любите своих детей! Передайте то, что вы получили от своих бабушек и дедушек! Не позволяйте экранам воспитывать детей!

---

[1] Чтобы узнать об этом подробнее, см. эссе Ханны Арендт «Кризис в культуре» (Hannah Arendt: Between Past and Future, Viking Press, 1968)