9 мая исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, художника, археолога, исследователя древнерусской архитектуры и искусства Н.П. Сычева.
Николай Петрович Сычев (1883–1964) родился в Санкт-Петербурге, в небогатой дворянской семье. По окончании Санкт-Петербургского университета участвовал в археологических раскопках в Армении, вместе с академиком Н.П. Кондаковым изучал памятники искусства в музеях Австро-Венгрии, Италии, Германии, Франции.
В революционную пору и в первые годы советской власти работал приват-доцентом, затем профессором кафедры истории и теории искусств Петроградского университета, одновременно с этим – профессором Института истории искусств, Археологического института Всероссийской Академии художеств, был одним из руководителей созданного в это время Института археологической технологии. В 1921–1926 годах возглавлял Государственный Русский музей, став его первым избранным директором.
Неоднократно арестовывался по обвинению в участии в контрреволюционных организациях «Всенародный Союз борьбы за возрождение свободной России» и «Российская национальная партия». Так, в 1933 году причиной обвинения в «антисоветской агитации» послужил протест Николая Петровича против продажи за границу музейных ценностей из музеев Ленинграда и Киева.
В 1944 году, после второго ареста, лишённый права проживать в столичных городах, Н.П. Сычев переезжает во Владимир. Здесь он провёл 10 лет – с 1944 по 1954 год. В это время Николай Петрович занимается изучением и охраной памятников архитектуры в отделе по делам архитектуры Владимирского облисполкома, руководит сектором монументальной живописи проектно-реставрационной мастерской.
В 1948 году работу пришлось прервать на 2,5 месяца в связи с третьим арестом, на этот раз по обвинению «в проведении после освобождения из заключения антисоветской агитации, направленной на подрыв политического строя в СССР».
В 1946–1950 годах Н.П. Сычев проводит реставрацию фресковой живописи Успенского и Дмитриевского соборов, Успенского собора Княгина монастыря во Владимире, им открыты фрески XII века в церкви Бориса и Глеба в Кидекше близ Суздаля. В 1948 году под его руководством начала работать бригада реставраторов, сформированная из выпускников Владимирского художественно-ремесленного училища.
Эта бригада, в которую вошли А.П. Некрасов, А.Т. Силин, Д.П. Липин, А.Н. Смирнов, Н.А. Пуцилло и др., заложила основу самостоятельной школы владимирской реставрации. В 1957–1958 годах Николай Петрович участвовал в реставрации фресковой живописи Троицкого собора Успенского монастыря в Александрове.
В 1945 году во Владимире открылось отделение Союза художников РСФСР. Николай Петрович участвовал в его создании и был избран членом правления. В это же время Н.П. Сычев преподавал историю искусств и вел практические занятия в студии рисунка и живописи при владимирском Доме народного творчества.
Его авторитет среди художников был непререкаем. Среди студийцев в те годы были будущие художники К.Н. Бритов, В.И. Калошин, В.В. Пластинин, В.Г. Кокурин, А.В. Морозов и др. 12 ноября 1948 года В.И. Калошин записывает в своём дневнике: «Только что пришёл с занятий в изостудии… Настроение приподнятое и мысли ещё витают там – вокруг рассказов Николая Петровича. Сегодня он рассказывал о зарождении киевского искусства, о первых мастерах. И как же он рассказывал! Ведь так повезло, что я слушаю его лекции по искусству. Сколько он знает много и как основательно знает! Сколько он видел в своей жизни!»
Сам Н.П. Сычев был талантливым живописцем, его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В последние годы жизни Мастер занимался реставрацией памятников архитектуры Москвы.
По словам биографа Н.П. Сычева И.Л. Кызласовой, Николай Петрович являлся своеобразным «связующим звеном между культурой 1910–1920-х годов и новой эпохой», ну а для Владимира – одной из самых ярких страниц в становлении местных школ реставрации и живописи.
С.С. Харитонов, старший научный сотрудник ГВСМЗ