Душещипательная драма о больших амбициях и упорном труде, гладко перерастающая в захватывающий триллер о безумии, зависти и борьбе за свое место не посмеет оставить вас равнодушными, но несомненно оставит за собой осадок: приятный или удручающий - решать уже вам. Эта кинокартина - работа режиссера Даррена Аронофски «Черный лебедь».
Помимо потрясающего звездного актерского состава, этот фильм поразит вас особой, местами не комфортной атмосферой, а также глубоким погружением в «подпольный» мир самого изящного большого спорта - балета.
Истинный смысл драмы раскрывается зрителю далеко не сразу. Кому-то покажется, что эта картина о конкуренции и зависти, кому-то, что в фильме раскрывается тема сумасшествия и шизофрении, а кто-то и вовсе подумает, что это бессмысленный артхаус, притворяющийся глубокой драмой об амбициях. Более того, существует мнение, что «Черный лебедь» - это современная альтернатива «Бойцовского клуба». Но о чем же «Черный лебедь» на самом деле?
Ответ будет таковым: все мнения отчасти верны. Кроме одного - это не артхаус.
В «Черном лебеде» действительно раскрывается тема зависти и конкуренции. Нина - главная героиня фильма - профессиональная балерина, упорно трудящаяся изо дня в день и отчаянно жаждущая стать замеченной «большими людьми». Сама по себе героиня очень нежная, хрупкая и, на первый взгляд, невинная, а достижение целей дается ей сквозь упорный труд.
Одним роковым для героини днем в училище, в котором она занимается, приходит новая девушка - абсолютная противоположность Нины - Одиллия. Одиллии все дается через легкость. Она сразу же привлекает внимание Томаса Лероя - главного режиссера и балетмейстера театра, который ставит Одиллию Нине в пример. Именно отсюда начинается жестокая борьба Нины за свое место на большой сцене, в ходе которой она решается на жестокие и отчаянные поступки.
Разумеется, невозможно не обратить внимания на те моменты, когда Нина теряет грань между фантазией и реальностью - да, пришло время раскрывать тему безумия в этом фильме. Официально не установлено, была ли Нина в действительности сумасшедшей, или режиссеру просто хотелось дать мыслям героини физический облик. Однако, нельзя и поспорить с тем, что если бы не эти «безумные вставки», встречавшиеся нам на протяжении всего фильма, картина бы потеряла свой устрашающий шарм и была бы просто «фильмом о балете». Именно эти ужасающие фрагменты передали степень одержимости героини своим делом.
«Черный лебедь» - новый «Бойцовский клуб»?
Что ж, определенно нельзя называть «Черный лебедь» интерпретацией «Бойцовского клуба», однако, этой попытке есть разумное объяснение. Как многим из нас известно, Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба» на самом деле не было. Он являлся одним из альтер-эго главного персонажа фильма - Рассказчика. Такое же мнение существует насчет Одиллии из «Черного лебедя». Здесь начинается настоящая метафорическая игра. Не секрет, что постановка «Лебединое озеро» о том, как белый лебедь превращается в черного, то есть переходит на сторону зла - это если вкратце. То же самое, как считают некоторые, происходит и с героинями фильма - Ниной и Одиллией. То есть, Одиллии на самом деле нет, потому что она и Нина это один и тот же человек. Данное мнение не так широко распространено, однако однозначно имеет место быть.
Безусловно, «Черный лебедь» является одной из самых запоминающихся кинокартин начала нашего столетия, которая, несмотря на неоднозначное послевкусие, так и манит посмотреть этот фильм заново, чтобы разгадать его новые загадки и погрузиться в атмосферу сумасшествия.