Я едок «стекла» со стажем. Но о том, как именно называется это явление, узнала совсем недавно. Почему дорамы, фэнтези и любовные романы вызывают такое пристрастие — в этой статье.
«Стекло» в литературе и кино
Стекло, стеклянность произведения — это драматические острые моменты сюжета. Они вызывают сильные эмоциональные ощущения у зрителя или читателя, от них хочется плакать навзрыд, поглощать историю дальше и как можно скорее.
Появление понятия «стекло»
«Стекло» пришло из фанфикшна. Фанфик — это такой вид литературы, когда непрофессиональный автор пишет свой вариант произведения по любимой вселенной или продолжение каноничных событий.
Пример: в фанфике по Гарри Поттеру действие может происходить с детьми главных героев, либо история написана заново, с точки, где Гарри начал дружить с Малфоем — и так далее.
Вы наверняка слышали и другое сленговое слово — «шипперить». Шипперы — это зрители или читатели, которые сильно переживают за судьбу вымышленных персонажей, не являющихся парой по сюжету. По одной из версий, понятие «стекла» появилось именно в их коммьюнити. Они топят за другую, альтернативную версию и придумывают истории, где герои могут быть вместе.
Как пишут сами фикрайтеры: «Ощущение того, что придуманный тобой сюжет не может быть реальным, доставляет дикую душевную боль, но вместе с тем удовлетворение, как если бы приходилось "есть самое вкусное стекло в мире" — вот и получается, что больно, но ешь».
«Стекло» сейчас
Слово успешно вышло за рамки фанфикшна, и вот уже тысячи людей используют фразу «есть стекло» в своих комментариях и отзывах после прочтения особенно драматичных книг или просмотра фильмов.
Произведения «со стеклом» популярны, особенно среди женской аудитории. Обычно это любовные романы, ромфант, драмы. Азиаты, кстати, непровзойдённые «стекольщики». Самый яркий пример «стекла» в дорамах — это «Алые сердца Корё». За ним чуть отстают «История девятихвостого лиса» и «Отель Дель Луна» (уверена, вам будет чем продолжить список).
Любые книги, которые заставили вас плакать — тоже «стекло». Смерть Сириуса Блэка и Добби всё в том же «Гарри Поттере», «Цветы для Элджернона», «Медвежий угол», «Поющие в терновнике» — это прочитанные мной стеклозаводы, которые я смогла быстро вспомнить. А чего стоят книги Мосян Тунсю и кое-что из Наринэ Абгарян?
«Стекло» для читателя
«— Почему ты плачешь? Зачем ты это читаешь? Это расшатывает твою нервную систему!» — беспокоятся обо мне близкие.
Ответ: катарсис. Это из философии и психологии, процесс высвобождения эмоций и духовного очищения через проживание сильных болезненных чувств. Иными словами, это то приятное ощущение облегчения и саднящая ещё где-то душевная рана, когда вы сидите над книгой или фильмом после того, как хорошенько прорыдались, окунулись в непоправимую, безвыходную трагедию истории и вынырнули из неё.
Тревожники таким образом облегчают нервное напряжение, кое-где пишут, что такая практика не позволяет формироваться неврозам. Я не психолог, может есть и обратная сторона медали, но, признаться, мне стало легче от этого факта.
«Есть стекло» — больно. В моменте читатель воспринимает написанное за свою собственную реальность. Оно царапает изнутри, ты погружаешься по уши в боль, обиду, сожаление героя и оставляешь себя внутри текста и внутри его головы. Работает это ровно до тех пор, пока ты скользишь глазами по тексту. «Стекло» не расстраивает на несколько часов или дней — как только книга выйдет на новый виток повествования, закончится или будет отложена, наступает опустошение и облегчение, как на улице после сильного летнего дождя.
«Стекло» для автора
Работать с сильной драмой, как и со всем остальным, нужно уметь. Встречаются «мастера-стекольщики» по типу Бакмана, который на том и зарабатывает. А бывает и не очень умелая эксплуатация — к такому типу относят Янагихару (сама я с её творчеством пока не знакома, но точно не готова к смертям героев на каждой странице).
Что примечательно: «стекло» позволяет прикрыть слабоватый текст или провисающий сюжет. Когда находишься на винте драматичных событий, жрёшь текст страницами, а сюжет — сериями, тут не до оценки стилистического мастерства или игры актёров. Мозг дорисовывает сам всё, что ему нужно. Поэтому этим приёмом грешат многие авторы (привет господину Сафарли) — правда, столь же успешно их вскрывают опытные читатели, которых только «стеклом» не проймёшь.
Как итог: я большая фанатка не столько даже качественных, сколько резонирующих именно со мной историй, над которыми можно поплакать и посмеяться. В завершение мне остаётся только пожелать всем качественного «стекла» и ровно тогда, когда вы его заказываете!)