Все то, что предшествует любви, все эти прощупывания почвы, несмелое продвижение вперед, просчет шагов, это по-кошачьи беззвучное скольжение, эта скрытая борьба партнеров – вот наивысшее наслаждение для нас. © Эрих Мария Ремарк
Любому бизнесу или свободному исполнителю в цикле жизни компании или проекта приходится сталкиваться с необходимостью вступать в коллаборации и партнерства.
Принять решение стать для кого -либо партнером или принять партнера к себе порой бывает очень сложно. Предыдущий опыт, взгляд со стороны, внутренние ограничения и страхи очень часто не дают возможности сделать правильный выбор и двигаться дальше. Ведь очень часто партнерство, коллаборация, это переход на ступень выше, на новый уровень. Это развитие, рост для бизнеса или конкретного проекта. Вопрос лишь в правильном выборе формы партнерства, в оформлении и взаимопонимании.
Когда мы употребляем слово «партнерство», то речь идёт не только о собственниках компании. Мы также говорим о ведении совместных проектов, подрядах, взаимном оказании услуг и помощи.
Таким образом партнерство может быть выражено в следующих моментах:
- создание совместного бизнеса;
- принятие нового участника в свой бизнес/ присоединение к текущему бизнесу;
- партнерство на договорной основе (ведение совместного (разового) проекта, найм эксперта).
Я всегда говорю своим клиентам, что не так сложно вступить в партнерство, как разойтись без потерь. Именно поэтому при выборе партнера, оформлении договоренностей и совместной деятельности нужен грамотный консультант. Выбор партнера равносилен выбору спутника жизни!
Что помогает супругам разойтись мягко и с минимальными финансовыми потерями? Брачный договор и, в некоторых случаях, психолог. Так и в отношениях с партнером основой является партнерское соглашение и грамотный правовой помощник. Если мы говорим о совместном бизнесе, то это более сложная конструкция: соглашение, уставные документы, регламенты, которые защищают интересы каждого партнера согласно достигнутых договоренностей.
Перечислим факторы, которые приводят к корпоративным конфликтам и ошибки на стадии старта, которые могут оказаться фатальными в середине или конце пути:
- не проговорили основные условия партнерства на старте;
- проговорили, но в процессе работы партнер изменил линию поведения;
- развод одного из партнеров, раздел имущества;
- переезд партнера за границу;
- длительное заболевание партнера;
- смерть партнера;
- обман со стороны партнера/ наемного директора (не исполнение обязательств, кража денег или активов, захват бизнеса).
Каждый из этих пунктов несет за собой существенный риски для компании или проекта.
Далее:
- неточные договоренности;
- непонимание по условиям вложений (кто сколько средств вложил);
- непонимание стратегии («куда мы идем?») и, как следствие, торможение проекта;
- непонимание при делении средств (кто-то всегда обижен, могут быть негативные действия от партнера).
Неточность договоренностей - самый коварный враг партнерства. Неоправданные ожидания и надежды всегда приводят к конфликтам. Поэтому прежде, чем о чем-то договариваться, следует проверить каждого из партнеров «в деле», понять, на что вы в действительности способны по отдельности, а что можете вместе, способны ли вы работать как одна команда.
Зачастую коллаборации разваливаются по причине того, что кто-то из партнеров комфортнее чувствует себя при работе в одиночку или является больше исполнителем, чем созидателем, или лучше проявляет себя в качестве организатора. Возможно, что работа в найме для таких людей является более эффективной, чем работа с выстраиванием бизнеса или проектов.
Здесь примечательна одна цитата современника:
Если я буду с кем-то работать вместе, мне придется считаться с его мнением, обсуждать, как и что сделать. И тот комфорт, в котором я сейчас нахожусь — творить на свое усмотрение, — будет ограничен, чего я не хочу ни при каких финансовых перспективах. © Арас Агаларов.
В этой связи крайне важно задать вопрос своему потенциальному партнеру: готов ли он поступиться своей свободой и взять на себя определенную ответственность ради общего результата.
Ещё важный момент: развод/смерть, вхождение нового участника (бывшего супруга, наследников), которого вы не ждали, в бизнес. Не многие знают, что по закону большинства юрисдикций мира, доли и акции в компаниях являются предметом раздела совместно нажитого имущества, а также наследства. В связи с этим при разводе или уходе из жизни такого партнера, на его место могут прийти родственники.
Самое минимальное негативное влияние от такое ситуации, это непрофессионализм новых участников, их некомпетентность и неспособность вести бизнес. Самое максимальное, это совершение конкретных действий против интересов компании, с целью навредить бывшему супругу или другим наследникам, что также несомненно тормозит бизнес и не дает ему развиваться, а лишь вовлекает всех партнеров в разрешение не только корпоративного, но и личного, семейного конфликта.
Переезд/болезнь партнера. Как правило, это приводит к отсутствию нормальной коммуникации и невозможности принять ключевые решения, в том числе требующие специального юридического оформления (подписи, нотариального удостоверения). В результате этого деятельность компании или движение проекта блокируется по формальным причинам. Если же заболевает или уезжает партнер, на которого возложено финансирование, это безусловно приводит к перекрытию денежных потоков и даже блокированию деятельности.
Может также случиться обман, который чреват потерей бизнеса и денег, утечкой «мозгов».
Тем не менее, существуют различные способы предотвратить такие конфликты и сценарии. Я предлагаю несколько способов (это, конечно, не закрытый перечень). Здесь все сугубо индивидуально, но чаще всего помогают именно эти инструменты):
1) На старте (до начала проекта) необходимо задать друг другу ряд неприятных вопросов, в том числе такие:
- как ты видишь свое участие в проекте;
- как ты видишь мое участие в проекте;
- какую ответственность ты готов(а) взять на себя;
- какой ты ожидаешь результат через год, два и так далее;
- что будет, если ты разведешься;
- что будет в случае гибели;
- как мы распределим роли, если кто-то будет вынужден уехать/работать удаленно/уделять меньше времени проекту, в том числе по семейным обстоятельствам;
- если я вложил больше усилий, а ты денег, можем ли мы считать доли равными;
- как ты оцениваешь мой вклад в общее дело в цифрах, и тому подобные вопросы.
Чаще всего задавать такие вопросы напрямую очень тяжело, в связи с чем максимально эффективнее такие встречи и переговоры происходят с привлечением профессионального посредника.
2) До регистрации компании/покупки доли/ продажи части своей доли необходимо подписать самому и/или договориться с партнером о заключении с вашими супругами брачных договоров на долю в компании;
3) Назначить доверительного управляющего на случай утери трудоспособности и смерти (Ваше доверенное лицо) и составить завещание;
4) Избегать партнерств 50/50 (всегда кто-то делает больше, а прояснить этот момент можно при первичных переговорах путем обсуждения «неудобных» вопросов, или с помощью пробного периода);
5) Стараться привлекать стороннего (нанятого) директора, ограничив его полномочия Уставом, трудовым договором, должностной инструкцией;
6) Заключить проработанный и структурированный корпоративный договор с партнером или договор о сотрудничестве, или ведении совместного проекта. Проработать уставные документы: предусмотреть в Уставе ограничения на прием супругов и наследников, распределить порядок голосования по определенным вопросам, установить пороги согласования сделок, согласование найма ключевых сотрудников.
Если вы не уверены в партнере на старте, предложите ему минимальную долю и опционную программу с возможностью прироста доли после получения определенных результатов.
Не стоит бояться или избегать сотрудничества, ведь грамотная проработка формы взаимодействия и правовой базы определенно даст уверенность в безопасности таких взаимоотношений и перенаправит фокус на стратегические задачи.
Карина Паксашвили
Управляющий партнер
ООО «Лё Пакс. Юридическое бюро Карины Паксашвили»
CEO
Le Pax Real Estate L.L.C UAE