Возникновение предпринимательства в России произошло с геополитическими изменениями в 90-х годах ХХ столетия. В начале 90-х годов, после распада Советского Союза, граждане попали в сложную ситуацию, им нужно было найти альтернативный способ заработка. По мере продвижения процесса приватизации некоторые стали владельцами производства, и перешли в новый статус предпринимателей, владельцев малого бизнеса. Тогда, для начала своего собственного бизнеса, большинство женщин не имели достаточного образования, знаний и уверенности в себе.
Основные ценности в мотивационной иерархии у женщин: интересная работа, связанная с общением с людьми и достижением чего-то нового; получение конкретных и ощутимых результатов своего труда; обретение внутреннего комфорта и самоуважение.
Основные препятствия на пути развития женского предпринимательства: отсутствие начального капитала, отсутствие нужных знаний и качеств, отсутствие соответствующего образования и опыта работы, противодействие внешней среды.
В наше время большую популярность завоевывает предпринимательская деятельность. В основном бизнесом занимаются мужчины. Но совсем недавно и женщины стали создавать свое дело. По данным исследования Amway Global Entrepreneurship Report (AGER), в 2013 году свой бизнес хотели открыть 62% женщин. А в 2014 году интерес к предпринимательской деятельности выразили уже 68%. Что же служит мотиватором для открытия бизнеса?.
Согласно современным исследованиям женского предпринимательства в России, основной мотивацией для женщин является стремление создать достойные условия жизни для себя и своей семьи (36,1%); невозможность найти достойную работу (34,7%); отсутствие хорошей зарплаты (31,6%); желание стать экономически независимой (22,6%); стремление к творчеству (14,6%).
Другие эмпирические исследования показывают сходные результаты. Мотивация женщин к участию в бизнесе, по результатам этих опросов, заключается в следующем: самореализация (40% респондентов), интерес к сфере (35%), увеличение дохода (30%), помощь семье родственникам (25%), профессиональный рост (20%) и самоутверждение (15%).
Сравним результаты подобных опросов, проведенных в разных регионах России. По результатам опроса женщин в Саратове, желающих начать частный бизнес, на вопрос «В чем причина желания заниматься бизнесом»? Большинство респондентов (55%) ответили, что основной причиной является необходимость самореализации. Желание стать успешным предпринимателем выразили 39% респондентов. Иметь высокие доходы и готовность пойти на риск 32% респондентов. Остальные мотивы распределялись следующим образом: желание иметь работу -13%; необходимость увеличения дохода, в связи с созданием семьи и рождением детей - 13%; заработной платы недостаточно для существования- 14%; стремление к процветанию в России и передача наследства детям (по 1%). Данные специального экспертного опроса женщин-предпринимателей, проведенного в 2010 году (157 респондентов), показали, что женщины занимаются предпринимательской деятельностью по следующим причинам (в порядке важности): стремление улучшить финансовое положение - 46,5%; желание полностью реализовать свои способности и потенциал - 43,3%; необходимость или отсутствие средств существования - 25,5%; желание женщины доказать, что она может добиться не меньшего успеха в бизнесе, чем мужчин - 10,8%; остальные 2,5% унаследовали свой бизнес от родственников.
Какие же бывают проблемы на пути к развитию женского предпринимательства?
Среди наиболее успешных женщин предпринимателей проводился опрос. В частности, женщин спрашивали, согласны ли они с мнением, что в сфере бизнеса большое количество женщин ощущает неравенствосвоих возможностей для достижения успеха по сравнению с мужчинами. Мужчины ответили «да» только в 37,3 % случаев, «нет» – в 53,7 %. При этом женщины на такой же вопрос утвердительно ответили в 51,9 % и отрицательно только в 25% случаев.
От сюда можно сделать вывод, что основной причиной проблем в развитии женского предпринимательства являются гендерные стереотипы. Женщинам постоянно приходится их преодолевать. Кроме того, необходимо упомянуть еще об одной сложности. Ей является более жесткая конкуренция с мужчинами из-за двойной нагрузки, а именно: работа и семейные дела. Можно отметить, что среди женщин в целом еще встречаются случаи проявления низкой самооценки, но среди предпринимательниц данная тенденция, как правило, не наблюдается. Связано это с тем, что женщина предприниматель, создавая бизнес, забывает про стереотипы и комплексы. Она в полной мере реализует себя в профессии.
Но, не смотря на это, гендерные стереотипы остаются. Это можно заметить по результатам следующего опроса, в ходе которого был задан вопрос о существовании дискриминации по половым признакам в бизнесе. Больше половины женщин дали ответ «Да», а большая часть мужчин, наоборот, ответила «Нет». От сюда выходит, что мужчины игнорируют факт дискриминации женщин в предпринимательстве.
Можно отметить еще несколько причин, которые мешают женщинам заниматься бизнесом. Как утверждают сами женщины, причинами являются:
1. Отсутствие начального капитала;
2. Отсутствие нужных знаний и качеств;
3. Отсутствие соответствующего образования и опыта работы;
4. Противодействие внешней среды.
Отсюда можно сделать вывод, что традиционные для всех предпринимателей проблемы у женщин выражены гораздо сильнее, чем у мужчин. Мужчины относятся к преодолению проблем в женском бизнесе более оптимистично. Женщины в этом деле гораздо менее уверены в себе.
Cледует отметить, что мотивы в процессе организации бизнеса у женщин и мужчин абсолютно различны. У мужчин – это возможность высокого дохода и самореализация, а у женщин – достижение конкретных жизненных целей и установок. Что касается проблем в бизнесе у женщин, то основной причиной являются гендерные стереотипы и жесткая конкуренция с мужчинами вследствие двойной нагрузки: домашние дела и предпринимательская деятельность.
В России в 2015 году, в рамках Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства был учрежден комитет “Опора России”. Комитет по развитию женского предпринимательства ведет активную деятельность по развитию женского предпринимательства путем популяризации и внедрения эффективных механизмов поддержки, направленных на развитие действующих и создание новых проектов, реализуемых женщинами – предпринимателями. Комитет проводит мероприятия на территории РФ и зарубежом .
В России преодоление отрицательных негативных факторов влияющих на профессиональную успешность женщин корректируются и минимизируются в ходе различных тренингов, направленных на снижение конфликтности, тревожности, повышение профессиональной компетентности, совершенствование навыков неконфликтного управления. Программа развития лидерства представлена в Академии бизнеса Ernst & Young. Исследования E&Y показывают, что женщины продвигаются благодаря достигнутым результатам, а мужчины - к потенциалу. Как продемонстрировать свой потенциал и ценность для компании на ранней стадии, чтобы еще раз не подтвердить эту печальную статистику? В рамках программы EY разрабатывают рекомендации и переводят их в план действий для каждой участницы.
EY поддерживает развитие женского предпринимательства и активно развивает тему лидерства женщин в компании, учит как продвигаться по службе и создать равные условия в бизнесе. Повышая осведомленность о своих сильных сторонах и преодолении внутренних барьеров, женщины имеют новые возможности для карьерного роста и после того, как научились правильно позиционировать себя и понимать правила политической игры - влиять на решения .
Помимо этого проводятся тренинги повышения конфликтологической компетентности женщин, в рамках конфликтологической школы профессора А.Анцупова. В рамках тренингов выявляются причины конфликтов, отрабатываются способы их конструктивного разрешения , пути предупреждения , на основе объективных диагностических методик. В числе данных методик используются модульный социотест, ситуационный анализ конфликтов, различные опросники внутриличностной конфликтности , анализ реальных конфликтных кейсов.