Это даже не герб города.
Если в мой список городов-целей пытается пролезть какой-то населенный пункт, то у него есть несколько стратегий, как это сделать. Чаще всего это напоминает заполнение чашки каким-то сыпучим веществом. Вот одна причина в виде ложки, вот вторая причина... Наконец, когда чашка переполнена, понимаешь - надо ехать. С Дубной было также. Сам по себе объединенный институт ядерных исследований не заслуживал 5-часового времяпрепровождения в электричке. Но шаг за шагом атомоград предлагал те или иные триггеры, от которых отвертеться не удавалось.
Вот герб.
То посмотришь интервью Дудя с Котляковым, то найдешь интересное обсуждение в группе любителей sovietwave, то друг съездит и порекомендует.
Поначалу задумка была объединить Дубну с Калязиным, и в идеале - с Угличем. Но проблемы территориальной структуры Центральной России - ее радиально-кольцевая структура. Проблемы добраться из Москвы до любого из вышеприведенных городов отсутствует, а вот перемещаться между ними без личного автомобиля - это был квест, с которым мне, пешеходному сироте, справиться было невозможно. Поэтому решил отказаться от амбициозных планов, раскрыв лишь одну локацию.
Первый час в электричке было достаточно плотно. По мере продвижения на север народ покидал вагон, поэтому уже в районе Дмитрова нам с Мишей удалось занять сидячее положение. Забегая вперед отмечу, что в обратную сторону трафик был гораздо слабее.
Вид с привокзальной площади. На конечной станции вокзала нет.
Несмотря на то, что мы взяли билеты до конечной, решили выйти на предпоследней станции - на Большой Волге. Так удалось зацепить еще и многоэтажный район города, а заодно поглядеть на занятные вывески. Мишан - поборник русского креатива, да и мне это не чуждо.
Отсылка к Хемингуэю: оригинально, а в наше время - смело. Респект.
Прогулялись в лесочке рядом с ОИЯИ, посмотрели на пик Тяпкина.
Пик Тяпкина.
У меня, конечно, вызывают вопросы история о происхождении данного сооружения (здравый скептицизм). Вполне вероятно, кто-то более сведущ и развеет мои сомнения.
Это мы уже подошли к ст.Дубна.
Миновав достаточно красивое панно, переходим в Институтский район. Пожалуй, именно здесь самое атмосферное место города, которое сильно отдает Светлогорском! Сосновый бор, красивая застройка, снующие туда-сюда туристы. Другая ассоциация - Кратово и Малаховка. В общем, места очень вкусные для визуального потребления. В СССР физиков-ядерщиков старались не обижать.
Отдельно стоит упомянуть про детскую музыкалку рядом с музеем ОИЯИ. Времени у нас было немного, да и погода была заманчивой (впрочем, она достаточно часто менялась, будто мы действительно на балтийском берегу), поэтому музей не посещали.
Памятник М.Глинке слева.
Да, в таком месте я бы жил!
Минуя классическое сталинское здание местного ДК, выходим на набережную. Достопримечательностью выступает не Волга, а мозаика! Я начал фоткать, но потом понял, что придется отдельный альбом создавать, поэтому приложу здесь лишь некоторые произведения искусства. Парочку образцов вы могли видеть в самом начале поста.
Ну куда же без этого.
На стене бассейна "Архимед" выполнена таблица Менделеева. Ничего подобного нигде не видел.
С набережной выруливаем на Дубнинский мост. Когда подходили к нему, проходили через район многоэтажек (к слову, очень прилично выглядящих), где сделаны большие общие балконы. Сколько же великов хранится у дубненцев! Несмотря на то, что какой-то бросающейся в глаза велоинфраструктуры мы здесь не заметили, просто можно резюмировать, что город весьма приятный для перемещения на таком виде личного транспорта.
Опять же, между Институтским районом (сталинская застройка) и Большой Волгой (самобытные кирпичные многоэтажки времен застоя) - новые многоэтажки, отдельный культурный слой города. Для Дубны в целом характерна такая хронологическая чересполосица.
Вид на правый берег Дубны.
На Яндекс.картах это место помечено как "Заря-2". Хотя минут через 10-15 мы пришли к мнению, что это стоило бы назвать "Беверли Хиллз". Настолько помпезных и вычурных частных домов я давненько не видел в Центральной России (несмотря на то, что в течение нескольких лет ездил в Новую Москву, где частное домостроительство все еще процветает). Пока мы шли и обсуждали все - от урбанистики до покемонов, у меня родилось два тезиса:
Люди вкладывают большое количество денег в частный дом как в главную инвестицию всей жизни. В условиях политической и экономической турбулентности есть запрос на private castle.
Русский капитализм в плане урбанистики имеет отличия от американского ввиду слабой пространственной мобильности населения и масштабов производства. Американец переезжает 10-11 раз в жизни, поэтому у него нет запроса создавать "кастомный" дом исключительно под себя. Наоборот, лучше как в Икеа - однообразно, но взаимозаменяемо и мобильно. Россияне переезжают гораздо реже, поэтому стараемся максимально адаптировать любое место под себя, памятуя о том, что высока вероятность здесь встретить старость и кончину.
Можете "пробежаться" с помощью панорам Яндекса или гугл-человечка по ул. Спортивная и ул. Безымянная, чтобы понимать, что я имею в виду. Конечно, дворцы здесь строит не каждый второй, но их концентрация и усилия, вложенные в благоустройство - удивляют.
Вот чего уж не ожидали встретить - так это дискаунтер "Светофор". Ей-богу, если мы здесь стоял Вкусвилл или "Азбука вкуса", то я удивился бы меньше.
Выбираемся к Иваньковской ГЭС. Это - первая гидроэлектростанция, по плотине которой я перешел пешком. Представить нечто подобное нереально на ее "огромных сестрах" по типу Братской или Волжской. Вообще сложилась очень симтопматичная географическая традиция - коллекционировать фотки ГЭС. В 2021 была Волжская и Рыбинская, в 2022 - Братская, сейчас - Иваньковская...
А вот качество парапета оставляет желать лучшего и требует замены. Имейте в виду, если надумаете посетить.
Вид на плотину.
Нельзя обойти вниманием и Иваньковское водохранилище. Если ваша девушка соскучилась по морю, а билеты на курорт слишком дорогие, то до Дубны можно добраться за 360 рублей!:)
Друзья говорят, что на водохранилище занимаются яхтингом. Почему бы и нет, если есть спрос?
Иваньковское водохранилище. Одно из первых по хронологии строительства Волго-Камского каскада ГЭС.
ГЭС, приятная частная застройка и огромный памятник Ленину - где-то я все это уже видел... Конечно же в Волгограде!
Считается, что в Дубне Ленин - второй по размерам после волгоградского. Мне показалось, что сама статуя точно не уступает Ильичу на берегу Волго-Дона, вопрос лишь в габаритах пьедестала.
Вождь мирового пролетариата и маленький человек (для масштаба). На самом деле, девочка пряталась от мамы, как я понял.
До электрички оставался час. Станция Большая Волга была так близка по прямой...
800 М супротив 7 км.
Напоследок еще бы хотел отметить благоустройство в центре города. С одной стороны, пруд и территория вокруг него имеет ухоженный и завершенный вид. С другой - строится огромный (по меркам Дубны) многофункциональный комплекс, а стройка - это всегда неудобства, пусть и временные.
Вид с Дубнинского моста.
Итак, резюме:
Дубна - достаточно приятный и самобытный атомный монопрофильный город, достойный для посещения. Здесь отлично зафиксированы исторические эпохи, можно предположить откуда и куда город рос и развивался.
Судя по тем заметкам, которые мы сделали, исходя из автопарка, доступности сервиса и др. вещей, население достаточно платежеспособное, что не может не радовать (в наше-то время).
Благоустройство на уровне, хотя тут от района к району ситуация достаточно изменчивая (прошу, разберитесь с перилами на ГЭС - это же намоленое туристами место!). При обилии великов на улице хотелось бы увидеть, что на уровне руководства города поддерживается развитие вело-повестки, тем более что спланированная по советским лекалам Дубна изобилует широкими улицами и проспектами.
Переменчивая погода, сосновые леса и низкоэтажная архитектура Институтского района заставляли ностальгировать по Светлогорску и Калининградской области в целом. В то же время, когда мы подошли к Иваньковской ГЭС и шли через "Зарю-2", то пробивался вайб Волгограда. Занятно, что во всем этом Волго-Балтийском миксе Дубна находится примерно посередине. 1100 км до Волгограда и 1300 - до Светлогорска.
3 Балла из 5. Стоит вернуться, хотя бы поглядеть, что там в музеях. Ну и, возможно, обзавестись двухколесным товарищем и поглазеть на окрестности.
Любите и путешествуйте!
Пока дома молчат - заборы говорят.