2K подписчиков

Ароматы радости и надежды: как парфюмерия в годы Великой Отечественной Войны помогала идти к победе.

1,4K прочитали

9 мая — День Великой Победы.

День, когда так сложно подобрать нужные слова. День, когда слезы непроизвольно катятся по щекам. День, когда так близко радость граничит с грустью.

Именно сегодня нам захотелось рассказать вам, какую роль играла парфюмерия в годы страшной войны.

Были ли духи непозволительной, да и ненужной роскошью или все же имели важное значение? Что происходило с фабриками? И почему Сталин пользовался только тройным одеколоном?

Перед войной парфюмерное дело в стране процветало. Фабрики выпускали отличные ароматы и занимали почетное третье место в мире по производству парфюмерии.

«Красная Москва», «Шипр», «Красный мак», «Кремль», «Ландыш» — легендарные ароматы, получившие признание не только в СССР.

Духи  "Красная Москва",   "Ландыш", "8 Марта", "Кремль".
Духи "Красная Москва", "Ландыш", "8 Марта", "Кремль".

А вот «Тройной одеколон» был единственным парфюмерным косметическим продуктом, которым мог пользоваться Сталин. Только этот аромат не вызывал у Иосифа Виссарионовича аллергии и непереносимости.

Свежий цитрусовый запах покорил многих мужчин, при том, что одеколон был очень доступным по стоимости даже для простого рабочего. Да что там! «Тройной одеколон» был в каждом доме. Им не только пользовались по назначению, но и обрабатывали раны, делали компрессы и обтирания. Здесь переплетались цитрусовые ноты, мятные аккорды, лаванда,пряности, а чуть позже нероли и бергамот. «Тройным» его нарекли за высокое содержание эфирных масел и спирта. Одеколон и правда был довольно концентрированным и «крепким». При этом стойкостью он не отличался, поскольку в первую очередь был гигиеническим средством. Но тем не менее, после мощного освежающего цитрусового старта на коже оставался легкий лавандовый флер. Печальную славу «Тройной одеколон» приобрел лишь в годы «сухого закона» за счет своей крепости и доступности, любители его использовали не по назначению, а внутрь.

«Тройной одеколон» был единственным парфюмерным косметическим продуктом, которым мог пользоваться Сталин
«Тройной одеколон» был единственным парфюмерным косметическим продуктом, которым мог пользоваться Сталин

С началом войны парфюмерные фабрики были переориентированы с производства духов на производство мыла и одеколонов. Именно в этом нуждалась страна. Но, тем не менее, парфюм всё равно производили, пусть и не в прежних масштабах.

Нельзя недооценить роль ароматов — возрождать хорошие воспоминания, ведь в страшные годы войны это было так важно.

Родной и до боли знакомый запах «Красной Москвы» не был ненужной роскошью, а был необходимым, как воздух, придающим сил напоминанием о жизни, символом мирного времени. Платок любимой девушки с капелькой духов грел душу война в самые страшные моменты, напоминал о том мире, ради которого отважно шли в бой.

Сохранилось немало воспоминаний и мемуаров того времени, где упоминались духи. С одного вдоха аромат «Красной Москвы» мог унести в прежний мир, где не было места ужасам войны, где были театры и концерты по вечерам, уютные кафе и романтические свидания.

С одного вдоха аромат «Красной Москвы» мог унести в прежний мир, где не было места ужасам войны.
С одного вдоха аромат «Красной Москвы» мог унести в прежний мир, где не было места ужасам войны.

Летом 42-го года в Ленинград привезли партию духов. Удивительно, но за этим товаром выстроилась большая очередь. Из воспоминаний женщины-врача, выжившей в блокадном Ленинграде:

«Флакончик стоит 120 рублей, но люди покупают, и мне купили. Я очень обрадовалась. Я так люблю духи! Я надушусь, и мне кажется, что я сыта, что я только вернулась из театра, с концерта или из кафе. В особенности это относится к духам "Красная Москва". Передо мной действительно проносится Москва...».

И правда, духи выполняли маленькую, но такую важную миссию, были тем самым мостиком из страшного военного настоящего в мирное и безмятежное прошлое, при этом давали надежду на будущее. Да и просто почувствовать себя снова женщиной было жизненно необходимо. Ведь война — это не только смерть, это еще и такая жизнь. На войне, где все было в жутком дефиците, а избыток был лишь отваги и смелости, духи стали островком мира, благоухающей частичкой из мирной жизни, где было место красоте.

Духи стали островком мира, благоухающей частичкой из мирной жизни, где было место красоте.
Духи стали островком мира, благоухающей частичкой из мирной жизни, где было место красоте.

В 1942 году в Свердловске была основана фабрика, производящая парфюмерию и косметику с красивым названием «Уральские Самоцветы». В тот же год создали фабрику «Аромат» в Казани, а затем и в Краснодарском крае. Производили в больших объемах тот самый «Тройной одеколон» в котором так нуждались на фронте.

Весной 1944 года на фабрике «Новая Заря» был выпущен одеколон с ароматом ландыша, символично названный «Жди меня». А ждать ведь было не так легко! Столько терпения и веры требовалось. В войну каждый хотел хоть чем-то скрасить всю боль и горести, обрушившиеся на людей. Этот аромат воодушевлял и дарил надежду, которая так была нужна.

Поскольку тары был дефицит, люди приходили на фабрику со своей и получали одеколон. Стихотворение Константина Симонова отлично отражает всю тягость ожидания :

Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать, как никто другой...
Аромат «Жди меня» воодушевлял и дарил надежду, которая так была нужна.
Аромат «Жди меня» воодушевлял и дарил надежду, которая так была нужна.

В послевоенные годы парфюмерия была невероятно востребована. Производство одной только «Красной Москвы» выросло в десятки раз. Духи могли хотя бы как-то приободрить женщин, которые столько перенесли и вынуждены были восстанавливать страну.

Именно с помощью парфюма вспоминали, что они все таки женщины. Духи как тихое счастье — несколько капель и тяжелые заботы хотя бы на мгновение, но забывались.

Москва, СССР, 1947. Фотограф Роберт Капа
Москва, СССР, 1947. Фотограф Роберт Капа

А когда была нарушена тяжелая траурная тишина и военные парады ко Дню Победы были окрашены торжественным настроем, парфюмерные фабрики стали производить ароматы, посвященные ликующей победе.

«Новая Заря» выпустила набор духов, посвященный городам-героям. Парфюмерам удалось отразить атмосферу каждого города. Ароматы были разные, и каждый по-своему красив. Также был выпущен парфюм «Огонёк» посвященный одноименной песне на стихи Михаила Исаковского.

Парфюмерный набор «Созвездие.Города-герои».
Парфюмерный набор «Созвездие.Города-герои».
Парфюмерный набор «Созвездие», посвященный городам-героям.
Парфюмерный набор «Созвездие», посвященный городам-героям.

К каждому юбилею победы фабрики выпускали уникальные ароматы: «Синий платочек», «Триумф», «Торжество», одеколон «День Победы» и многие другие.

«Синий платочек»
«Синий платочек»

Война пахла не только порохом, гарью и слезами. На войне, помимо смерти была и жизнь. Иногда одна крохотная капелька или чуть уловимый аромат духов помогали держаться и придавали сил.

Мы поздравляем вас с Днем Великой Победы!

9 мая — День Великой Победы. День, когда так сложно подобрать нужные слова. День, когда слезы непроизвольно катятся по щекам. День, когда так близко радость граничит с грустью.-10

Очень хочется пожелать не только мира во всем мире, но и в душе каждого.

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов, живого подтверждения героического подвига. Но, несмотря ни на что, в наших силах и дальше хранить память, рассказывать своим детям и делать все возможное, чтобы те ужасы войны, страшные масштабы и печальные последствия никогда не повторились.

С праздником, с 9 мая!