ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
А.А. BEZUGLOV,the doctor of jurisprudence, the professor, the honored worker of a science of the Russian Federation, the honourable prosecutor, the honourable lawyer of the Russian Federation
А.М. ZYUКОV,the doctoral candidate of Academy of the right and management ФСИНof Russia,the candidate of jurisprudence, the senior lecturer
THE RATHER-LEGAL ANALYSIS OF FASTENING OF ETHNIC MOTIVES OF CRIMES IN THE CRIMINAL LAW OF FOREIGN COUNTRIESThe criminal legislation of foreign countries essentially separates ethnic motives from other kinds of motives –nationalist, racial, religious, political, ideological, culturological and others.Key words: ethnic motive of crimes, a crime against the rights of workers, a criminal liability, ideology, religion.
А.А. БЕЗУГЛОВ,доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник прокуратуры, почетный адвокат РФ
А.М. ЗЮКОВ, пенсионер ФСИН России,кандидат юридических наук, доцент
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Уголовное законодательство зарубежных стран принципиально отделяет этнические мотивы от иных видов мотивов –националистических, расовых, религиозных, политических, идеологических, культурологических и других.Ключевые слова: этнический мотив преступлений, преступление против прав трудящихся, уголовная ответственность, идеология, религия.Правовые основы закрепления этнических мотивов преступлений заложены в международных правовых актах.
Во многих государствах этнический мотив преступлений указан в диспозициях норм уголовного закона. Например, как преступление против прав трудящихся Уголовный кодекс Испании рассматривает «серьезную дискриминацию в государственной или частной работе против любого лица по мотивам его идеологии, религии, убеждений, его этнической, расовой или национальной принадлежности» (ст. 314). Таким образом, в большинстве зарубежных стран ущемление прав и интересов граждан по мотивам их национальной, этнической, расовой принадлежности, вероисповедания признается посягательством на равноправие и влечет за собой уголовную ответственность. Аналогично этническая принадлежность указывается в Уголовном кодексе Республики Сербии в норме, предусматривающей ответственность за нарушение равенства прав и свобод граждан (ст. 60)2. Напротив, Уголовный кодекс Польши в отдельной ст. 256 говорит о призывах к ненависти не по мотиву, а на почве национальных, этнических, расовых, религиозных различий3. Уголовный кодекс Польши устанавливает ответственность за применение насилия или противозаконной угрозы по отношению к группе лиц или отдельному лицу в связи с его принадлежностью к национальной, этнической, расовой, политической, религиозной группе или в связи с непринадлежностью к религиозной группе (ст. 119, § 1)4. Предусмотрена ответственность за публичное оскорбление группы людей либо отдельных лиц в связи с их национальной, этнической, расовой, религиозной принадлежностью, в связи с их неисповедованием религии или в связис этим нарушением телесной неприкосновенности другого лица (ст. 257).Здесь мы видим фактическое закрепление мотива этнической (а также иной идентификации (идентичности), в результате чего жертва выделяется по принадлежности к какой-либо группе. В уголовном кодексе Испании предусмотрена ответственность за осознанное распространение ложной или пренебрежительной информации, оскорбительной для каких-либо групп или объединений в связи с их идеологией, религией, убеждениями, этнической или расовой принадлежностью, национальностью, полом, сексуальной ориентацией, болезнями или инвалидностью (ст. 510 отд. 1 «О преступлениях, совершенных по поводу осуществления основных прав и публичных свобод, гарантированных Конституцией»); ответственность за отказ публичного лица предоставить услугу кому-либо, имеющему право на нее, в связи с идеологией, религией, убеждениями, этнической или расовой принадлежностью, национальностью, полом, сексуальной ориентацией, семейным положением, болезнями или инвалидностью (ст. 511). То жеотносительно отказа предпринимателя или лица, исполняющего свою профессиональную деятельность, по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, по семейному положению, болезни илиинвалидности (ст. 512). Аналогичные действия наказуемы по уголовному кодексу Норвегии (ст. § 349а.)1. Кроме того, уголовный закон Испании включает норму, в соответствии с которой наказывается создание незаконных объединений, предусматривающих действия, побуждающие или подстрекающие к дискриминации, ненависти, насилию против лиц, групп или объединений по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или 1Уголовное законодательство Норвегии / Науч. ред. и вступ. статья докт. юрид. наук, проф. Ю.В. Голика; перевод с норвежского А.В. Жмени. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 273.
национальной принадлежности их членов или кого-либо из них, пола, сексуальной ориентации, семейного положения, болезни или инвалидности (п. 5 ст. 515). Уголовный кодекс Литвы закрепляет ответственность за обращение с людьми, запрещенное международным правом (ст. 100), включая в диспозицию нормы этнический мотив данного преступления (наряду с политическим, расовым, национальным, культурным, религиозным, половым либо иными мотивами, запрещаемыми международным правом)1. Как отмечает О.Н. Коршунова, законодательство Великобритании предусматривает ответственность за преднамеренное притеснение лиц при наличии расистских и религиозных мотивов (ст. 31 (1) (b, c); 32 (1) (a) CDAвводит понятия «расовая группа», которая включает группу людей, объединенных по признаку соотнесения их с расой, цветом кожи, национальностью (включая гражданство), этническим и национальным происхождением2. Таким образом, в основе преднамеренного притеснения лиц в Великобритании подразумевается этнический мотив (наряду с иными мотивами). В уголовном кодексе Бельгии закреплено, что гонения всей группы или любого сходного коллектива, отличаемого этническим мотивом (наряду с политическим, расовым, национальным, культурным, религиозным или сексуальным мотивам, а также в зависимости от других критериев), повсеместно признанных недопустимыми в международном праве, в соотношении с любым другим действием (Закон от 10 февраля 1999 г., Закон от 16 июня 1993 г. «О борьбе с тяжкими нарушениями международного 1Уголовный кодекс Литовской Республики / Науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В. Павилониса; предисл. канд. юрид. наук, доц. Н.И. Мацнева; вступ. статья докт. юрид. наук, проф. В. Павилониса, докт. юрид. наук, доц. А. Абрамавичюса, докт. юрид. наук, доц. А. Дракшене; пер.с лит. канд. филол. наук, доц. В.П. Казанскене. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 225.2Коршунова О.Н.Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 197.
гуманитарного права. Глава первая. «О тяжких правонарушениях») образует международно-правовое преступление1. Уголовное законодательство Дании предусматривает ответственность (§ 266 Ь.) за публичное или с намерением широкое распространение заявления или сообщения иной информации, в результате которой запугивается группа людей, оскорбляется или унижается на основании расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения или сексуальной ориентации2. Закон об уголовном праве Израиля в ст. 144 главы алеф «Определение понятий», главе алеф 2 «Преступления на почве ненависти» и ст. 144 вав. «Преступления по мотиву расизма либо вражды вотношении общества –отягчающее обстоятельство» закрепляет мотивы расизма, под которым подразумевается вражда в отношении общества из-за вероисповедания, принадлежности к религиозной группе, этнического происхождения, сексуальных наклонностей либо принадлежности к иностранным рабочим3. Уголовный кодекс Франции предусматривает ответственность за дискриминацию, которую образует любое различие, проведенное между физическими лицами в силу их происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, физических недостатков, обычаев, политических убеждений, профсоюзной деятельности, реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, отношения к религии, социальной, национальной, этнической или расовой принадлежности (ст.177 «Возбуждение социальной, национальной или религиозной вражды»)1. Аналогичные действия наказуемы по Уголовному кодексу Республики Узбекистан (ст. 156)2. Здесь мы отмечаем важное принципиальное отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации: включение в данную норму мотивов этнической принадлежности (идентичности) и этнической вражды. Преступления с этническим мотивом следует отличать от преступлений экстремистской направленности, определяемых в соответствии с примечанием к ст. 2821УК Российской Федерации. К экстремистским преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст. 136, 141, 148, 149, 212, 239, 277, 278, 280, 282 –2822, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115–117, 119, 150, 213, 214, 244 УК РФ, а также терроризм (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360); ст. 205, 206, 208, 211, 277–280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.Однако пять преступлений (предусмотренных ст. 278–280, 2821,2822УК РФ) не имеют признаков терроризма, но подпадают под признаки экстремистской деятельности (экстремизма). Показательно, что в соответствии с примечанием к ст. 2052 УК РФ термин «терроризм» связывается со следующими преступлениями, предусмотренными ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360. В этом перечне отсутствуют ст. 280, 282.1, 282.2.
Таким образом, выделяемые авторами исследований перечни преступлений экстремистской направленности на основе действующего законодательства1не включают преступления с возможным этническим мотивом, прямо закрепляемым в уголовном законодательстве зарубежных стран. В уголовное законодательство ряда стран включены нормы о следующих преступлениях с этническими мотивами:–депортация, незаконное содержание в заключении, обращение в рабство, массовое или систематическое осуществление казней без суда, похищение людей (УК Армении, УК Беларуси);–торговля людьми; депортация граждан; истязание, насилие, втягивание в сексуальное рабство, вынуждение занятием проституцией, принудительное оплодотворение либо стерилизация; преследование какой-либо группы людей либо сообщества, задержание, арест людей либо лишение их свободы иным способом, когда такой способ лишения свободы не признается, либо не сообщение о судьбе или о месте их нахождения; осуществление политики апартеида (УК Литвы);–гонения всей группы или любого сходного коллектива (УК Бельгии);–распространение заявления или сообщения иной информации в отношении этногруппы (УК Дании); –публичное распространение идеологии, которая направлена на систематическое дискриминацию или опорочивание представителей расы, этнической группы или религии (УК Швейцарии); –непубличная диффамация, направленная против какого-либо лица или группы лиц в силу их происхождения либо реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии и непубличное оскорбление, направленное против какого-либо лица или группы лиц в силу их происхождения либо реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии (УК Франции);–отказ публичного лица, а также со стороны предпринимателя или лица исполняющего свою профессиональную деятельность предоставить услугу кому-либо, имеющему право на нее, по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, семейному положению, болезни или инвалидности (УК Испании, УК Норвегии);–установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от ихнациональной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии (Р. Узбекистан); –распространение заявления или сообщения с угрозой или выражением неуважения к национальной, этнической или другой подобной группе (УК Швеции). В связи с этим не следует соотносить преступления экстремистской направленности с преступлениями с возможным этническим мотивом, как предлагают некоторые авторы.
Можно выделить группу этнических мотивов, закрепляемых в диспозициях уголовно-правовых норм зарубежных уголовных законов:–мотив этнической идентичности по признаку этнической принадлежности или принадлежности к этнической группе (УК Армении, Беларуси, Испании, Сербии, Польши, Норвегии, Бельгии, Дании, Израиля, Франции, Швейцарии, Швеции); –мотив этнической вражды (Туркменистан); –мотив этнической ненависти (Израиль, Франция, Швейцарии);–мотив этнической нетерпимости (Грузия).
Преступления с этническими мотивами находят отражение в международных нормах гуманитарного права, тогда как преступления экстремистского характера чаще всего нарушают нормы внутреннего законодательства. Изученное нами уголовное законодательство зарубежных стран принципиально отделяет этнические мотивы от иных видов мотивов –националистических, расовых, религиозных, политических, идеологических, культурологических и т.д. Исключение составляет англосаксонская система права, где в законодательстве Великобритании под расовым мотивом понимается и мотив этнический, а в законе об уголовном праве Израиля под расизмом –национально-этнический мотив. Рассмотренные нами аспекты закрепления этнических мотивов преступлений в уголовном законодательстве зарубежных стран в условиях международной глобализации и интеграции требуют решения вопросов унификации (от лат. uus–один и лат. facio–делаю) –приведения к единой системе, форме, единообразию уголовного законодательства. Таким образом, в современном уголовном праве, и особенно международном уголовном, необходима выработка единообразных национально-правовых норм, регулирующих этносоциальные отношения, возникающие в сфере противодействия этническим аспектам преступности.