Громкий арест инфоцыганки Елены Блиновской, утаившей почти миллиард налогов от ФНС, стал началом "охоты на ведьм", точнее на блогеров, которые привыкли делать деньги из воздуха. Но сегодня не о них, а о тех, кто готов тратить баснословные суммы на заверения и обещания.
Что движет этими людьми? Кто они? Об этом материал "Жизни".
Группы риска
Начнем с того, что самый лучший товар - это мечта, а люди во все времена покупали мечту. Каждый из нас ведь о чем-то мечтает. Кто-то - о высоких заработках, кто-то - о прекрасной внешности, кто-то - о большой любви, а кто-то настолько отчаялся, что ищет в таких курсах и тренингах - здоровье. И для каждой проблемы, для каждого желания, есть свой блогер и свой марафон, который может удовлетворить все чаяния и потребности.
Например, коуч Елена Блиновская продавала "интенсив", который был способен "вылечить" бесплодие и даже рак. Звучит дико, но желающих было немало...
Чаще всего, на "удочку" недобросовестных блогеров попадаются те, кто отчаянно в чем-то нуждается. Кто же эти люди? Разбираемся...
1. Женщины в декрете, скучающие и окруженные четырьмя стенами - целевая аудитория марафонов по ресурсному состоянию и секретам семейного счастья.
2. Уставший от своего начальника работник - лучшая аудитория, для курса по "моментальному заработку".
3. Женщины в возрасте, которые всеми силами стараются удержать свою молодость - идеальные клиенты для блогеров, которые продают марафоны по "фейс-фитнесу". Например, в начале года в шоу "Осторожно, Собчак" пришла интернет-гуру естественного омоложения Аннетт Меланнетт. Как выяснилось в процессе интервью, она не имеет должного медицинского образования. Более того, ведущая шоу утвердилась во мнении, что методики гуру вообще могут навредить здоровью.
Чистый маркетинг
Но если всё так очевидно, почему мы попадаемся в эту ловушку? Какими такими уникальными способностями обладают "продавцы воздуха"? Всё просто... Они - гуру маркетинга.
В 21 веке продать можно всё, что угодно, благодаря грамотной маркетинговой стратегии. Качественный и глубокий анализ аудитории позволит вам размещать информацию тем способом, который будет нативно принят вашей аудиторией. То же касается и площадок. Анализ поисковых сервисов позволяет выделить идеально подходящие для вашей рекламы не только сервисы и максимально удачное время публикаций, но и слова, по которым вас скорее найдет ваш клиент.
Причем, чем острее запрос, тем с большей вероятностью человек станет клиентом "продавца воздуха", ведь всем хочется решить проблему здесь и сейчас, тем более, что подобные курсы продаются с грамотным маркетинговым продвижением. "Только сегодня скидка в 40 %", "Завтра продажи курса закрываются! Успей изменить свою жизнь!" Знакомо?
Работают именно такие речевые обороты, которые дают ощущение упущенной выгоды и подгоняют к необдуманной покупке. Если вы чувствуете, что на вас давят и заставляют что-то купить, то просто разворачивайтесь и уходите. Это значит, что с вами прицельно работают и уже нащупали вашу мечту.
Вред от инфоцыганства
А кто такие инфоцыгане? Это люди, которые продают фиктивную информацию под видом полезных знаний, которые значительно увеличат доход или решат проблемы в личной жизни. Однако это явление не следует путать с информационным бизнесом - особой нишей, в которой люди фактически делятся полезной информацией в конкретных областях.
Самая большая проблема в таком продукте заключается в том, что тот, кто его создает и продает, не всегда обладает нужными знаниями и образованием. Порой это чревато... Например, человек с депрессией не идет к специалисту, а покупает сомнительный курс у блогера, который даже не обязательно обладает нужными знаниями. В итоге, вместо терапии, а иногда и необходимого медикаментозного лечения, человек усугубляет свою проблему. Непрофессионал не может заметить психическое или тревожное расстройство, а даже если заметит, то подобрать грамотное лечение и терапию не сможет.
Участница марафона блогера Елены Блиновской Алена Филиппова заявила в интервью НТВ, что все марафоны Блиновской - вранье.
"Она заверяет: "Мои техники вам помогут избавиться от страха, от блоков, и заменяют годы походов к психологу". Но это совершенно не так. Это просто чес по ушам и откровенное вранье. То, что она говорит, что это 100% работает, — тоже вранье».
Мошенничество или нет
Почему тогда блогеров, которые продают марафоны, еще ни разу не привлекли за мошенничество? А потому что никакого мошенничества зачастую и нет…
Чаще всего, продаются не конкретные знания, а ощущения, а ощущение избранности и уникальности стоит дорого. Да и сложно доказать, что, пройдя курс по мотивации, ты не получил на счет в банке пару миллионов, потому что курс был плох. Может, ты просто плохо медитировал и вообще не в ту сторону делал дыхательную гимнастику? Так что претензии к самому себе, а лучше купи курс благодарности ко вселенной.
Как сказал юрист по гражданским, арбитражным и административным делам Василий Воробьев в интервью Daily Storm, доказать мошенничество обычно очень сложно:
- Если мы говорим о мошенничестве — это хищение путем обмана или злоупотребления доверием. В чем именно здесь состоит обман? Очень сложно, когда мы говорим о гражданско-правовых услугах, доказать обман и мошеннические действия, - отмечает специалист.
Однако иногда случается чудо, и пострадавшим удается отстоять свои интересы в суде. Как пишет SHOT, одной из подписчиц блогера Лерчик, например, удалось отсудить 6101 рубль за причинение морального вреда.
Эмоции ради эмоций
С моей точки зрения, инфоцыганство не так уж и плохо. Надо просто понимать, ради чего ты на это идешь. Если ты покупаешь эмоции ради эмоций - это нормально. Возьмем, например, двух людей, которые купили курс по "Бизнес мотивации". Один из них работает наемным работником за вполне среднюю зарплату, а второй - бизнесмен, имеющий компанию, которая располагает оборотом в несколько десятков миллиардов.
У каждого из них будет разная точка успеха после курса. Если бизнесмен получил необходимую дозу мотивации для поглощения какой-то компании, и, если работник набрался смелости и пошел к начальнику и получил повышение зарплаты, то это успех. Но если работник будет ждать, что после курса он начнет зарабатывать миллиарды, а бизнесмен, что станет вторым Уоренном Баффетом, то их однозначно настигнет разочарование.
Психолог Анастасия Черепенникова