5,4K подписчиков

Королевский дворец Хет Лоо: красоты нидерландского конкурента Версаля.

320 прочитали

Одним из самых красивых дворцов в Нидерландах, безусловно, является королевский дворец Хет Лоо. Он имеет прекрасное расположение, так как находится недалеко от города Апелдорн в провинции Гелдерланд.

Дворец Хет Лоо окружен обширным дворцовым парком, где можно прогуляться и насладиться красотой природы. Хет Лоо имеет великолепную коллекцию предметов искусства, его залы помнят историю поколений Оранской династии, не оставляющими равнодушных своих гостей.

Дворец Хет Лоо.
Дворец Хет Лоо.

I. Дворец.

Вильгельм III (1650-1702), также широко известный как Вильгельм Оранский, заказал строительство дворца Хет-Лоо в 1684 году. Вильгельм был принцем Оранским и штатгальтером Голландии, Зеландии, Утрехта, Гельдерса и Оверэйссела. Он женился на своей двоюродной сестре Марии II Стюарт (1662-1694), когда ему было 17, а ей 15. Она была дочерью английского короля Якова II. Мать Вильгельма была сестрой короля Якова.

Когда его тесть был изгнан из Англии в 1689 году, английское общество попросило Вильгельма и Марию стать королем и королевой Англии, Шотландии и Ирландии. Будучи штатгальтером Нидерландов и королем Англии, так Вильгельм III стал самым могущественным представителем Оранского дома за всю его историю.

В 1684 году еще в качестве только штатгальтера Вильгельм III купил замок Хет-Ауде-Лоо, находившийся в то время в аварийном состоянии, который он хотел использовать в качестве центрального места для празднеств, связанных с охотничьими забавами. Ранее Хоф-те-Дирен был местом охотничьих увеселений.

Вильгельм III и Мария II. Покои монархов.
Вильгельм III и Мария II. Покои монархов.

Придворный архитектор Яков Роман начал строительство нового дворца еще в 1686 году, который в последующие годы был расширен флигелями. Тем временем Вильгельм III как-раз стал королем Англии. Естественно, он нуждался во внушительном дворце, чтобы продемонстрировать свою власть. Как и другие европейские монархи, Вильгельм хотел произвести впечатление на посетителей своей голландской резиденции, чтобы показать, насколько он богат.

Чтобы придать дворцу Хет Лоо красивый внешний вид, были привлечены специалисты со всего мира. Зал для аудиенций и парадная лестница Дворца Хет Лоо были созданы, чтобы произвести впечатление на гостей. Сады дворца вскоре стали известны в Европе. Добавим, что Вильгельм и Мария были любителями архитектуры и садового искусства.

***

В те времена придворная культура Версаля Людовика XIV была ведущей в Европе. Король Людовик XIV был и злейшим врагом Вильгельма, как и все европейские монархи, Вильгельм внимательно следил за французской модой.

Как и у Людовика, у него был сад, полный фонтанов и гидротехнических сооружений, которым даже завидовали в Версале. Людовик всегда изо всех сил пытался получить достаточно воды для своего Версаля. Вильгельм без труда добился того, чтобы его фонтаны били на тринадцать метров в высоту - выше, чем в Версале!

Хет Лоо в конце XVII века.
Хет Лоо в конце XVII века.

Одежда, парадные обеды, приемы, убранство, режим и этикет при дворе — все тут было затеяно по французскому образцу. Как и конкурент Людовик XIV, Вильгельм III танцевал в балетах, которые давались во дворце.

Во время государственного банкета король окружал себя другими главами государств, политиками, дипломатами и влиятельными представителями общества. Такой банкет был идеальным способом продемонстрировать королевскую власть и статус.

Изысканно накрытые столы со столовыми приборами и тарелками из золота, серебра или фарфора, с хрустальными бокалами и с пышными украшениями часто оставались на несколько дней на столах, чтобы простой народ мог прийти и полюбоваться всем этим богатством. Как и в Версале, гражданам разрешалось наблюдать за едой короля Вильгельма III.

Несмотря на восхищение, которое Вильгельм III испытывал к “королю-солнцу”, он всю свою жизнь оставался в состоянии войны Людовиком XIV. Его жена Мария умерла от оспы в очень молодом возрасте 32 лет. У них не было детей, поэтому ему не с кем было делить свой прекрасный дворец. Вильгельму III также не удалось долго насладиться своим новым дворцом, потому что в 1702 году король упал с лошади и вскоре умер.

Однако представители Оранской династии остались верны дворцу Хет Лоо. Штатгальтер Вильгельм IV (1711-1751) и его жена принцесса Анна Ганноверская (1709-1759) часто останавливались в Хет Лоо. Он поселил тут свои шестьдесят охотничьих собак, привезённых из Англии. Так охотничьи традиции была продолжена.

Хет Лоо в XVIII веке. Вильгельм V на охоте. Принцесса Вильгельмина на приеме во дворце.
Хет Лоо в XVIII веке. Вильгельм V на охоте. Принцесса Вильгельмина на приеме во дворце.

Вильгельм V (1748-1806) и его жена Вильгельмина Прусская (1751-1820) также часто останавливались во дворце. Они внесли различные изменения как во внутреннее устройство дворца, так и в парки. В 1787 году штатгальтер обустроил в здешних местах зверинец для коллекции экзотических животных, которая до этого находилась в Ворбурге, Лоо. Среди животных были два слона, которых поселили в охотничьем домике.

После поспешного отъезда Вильгельма V из Нидерландов в 1795 году для Хет Лоо наступили не столь радостные времена. Дворец был разграблен несколько раз солдатами. Отступающие английские войска и французские солдаты не слишком церемонились во время остановки во дворце. Батавская республика изменила статус дворца. Хет Лоо вскоре получил новую функцию - здание стало госпиталем для французских солдат.

Новые перемены случились, когда император Наполеон захотел остановиться во дворце. Тогда тут пришлось затеять немало ремонтных работ. Например, фасады были заново оштукатурены, а парк превратился в английский. Следующими известными обитателями дворца были король Людовик Бонапарт (1778-1846) и королева Гортензия (1783-1837). Людовик Бонапарт стал королем Голландии благодаря своему брату Наполеону Бонапарту. Он был инициатором покраски фасадов дворца в серо-белых тонах.

Король Вильгельм I. ворец Хет Лоо в XIX веке.
Король Вильгельм I. ворец Хет Лоо в XIX веке.

После “французской эпохи” дворец Хет Лоо стал опять государственной собственностью в 1825 году. Поначалу король Вильгельм I Оранский (1772-1843) останавливался в Хет Лоо реже, чем его предшественники, но к концу своего правления он тут бывал чаще. Здесь король подписал и свое отречение от престола в 1840 году.

Вильгельм II (1792-1849) редко посещал Хет Лоо, иногда останавливался там на ночь, но никогда не проводя долгое время в стенах дворца. Король Вильгельм III (1817-1890) напротив много времени проводил во дворце Хет Лоо не только летом, но и зимой. Он же озадачился улучшением быта жителей Апелдорна. Король предпринял немало - от создания рабочих мест до обустройства общественных развлечений. Вильгельм III также поручил художникам увековечить Хет Лоо. Красиво оформленные репринты нескольких альбомов с рисунками и акварелями приобрели массовую известность в начале этого века. Авторами работ были Ф. Текстор и Дж. В. ван Борселен.

Одна из правительниц, которая оказалась по-настоящему предана дворцу, была королева Вильгельмина (1880-1962). Она приказала провести капитальную реставрацию Хет Лоо, надстроив дворец. Первоначально это была ее загородная резиденция, но после своего отречения Вильгельмина переехала в Хет Лоо навсегда. Ей нравилось выезжать из дворца в специальной карете, направляться рисовать в районе, который сейчас является национальным парком Де-Хоге-Велюве. В Хет Лоо написала свою книгу «Одинокая, но не одна».

Королева Вильгельмина. Дворец Хет Лоо в ХХ веке.
Королева Вильгельмина. Дворец Хет Лоо в ХХ веке.

До 1975 года на территории королевского дворца Хет Лоо всё еще жили члены королевской семьи. Хет Лоо являлся домом принцессы Нидерландов Маргариты и её супруга Питера ван Волленховена (тети и дяди нынешнего короля Нидерландов Виллема (Вильгельма)-Александра).

***

После этого дворец был основательно отреставрирован. Белая штукатурка Бонапарта была снята со стен. Надстройка, воздвигнутая при королеве Вильгельмине, демонтирована. Здание превратили в музей, придав ему максимально аутентичный вид.

Дворец Хет Лоо в Апелдорне три века служил резиденцией, а в 1984 году получил статус музея. Королева Беатрикс выступила на открытии 20 июня 1984 года. А. В. Флигентхарт участвовал в капитальном ремонте Хет Лоо, предшествовавшем открытию. Он стал первым директором музея в 1984 году и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1999 году.

До 1994 года дворец Хет Лоо был национальным музеем при Министерстве благосостояния, здравоохранения и культуры. После приватизации национальных музеев управление музеем было передано Фонду Paleis Het Loo и Национальному музею. Здание осталось государственной собственностью: правительство по-прежнему отвечало за содержание и содержание строительного комплекса. С тех пор фонд музея арендует дворец Хет Лоо.

Интерьеры.
Интерьеры.

Дворец позже был повторно закрыт на капитальный ремонт и вновь открыт для публики в апреле 2022 года после новой масштабной реставрации. В концепции музея лежала идея увековечивания памяти каждого монарха через пространства дворца. Задача музея состояла в том, чтобы рассказать посетителям как о жизнях правителей, так в общем сделать некий обзор истории страны.

Проблема с распределением комнат заключалась в том, что короли и королевы последовательно занимали одни и те же комнаты в западной стороне дворца в девятнадцатом и двадцатом веках.

Интерьер комнат составляет мебель и оформление, уже имевшейся в 1984 году, но дополненные музейными экспонатами, приобретенными впоследствии. На момент передачи содержимое в основном относилось к девятнадцатому веку. Мебель более старинная, созданная до 1800 года была добавлена позже.

В наши дни во дворце можно увидеть отреставрированные апартаменты в стиле барокко Вильгельма III и Марии. Кроме того, представлены комнаты штатгальтеров Вильгельма IV и Вильгельма V, королей Вильгельма I, II и III и королевы Вильгельмины. Апартаменты оформлены в разных стилях, которые были модны во время правления монархов - рококо, ампир и т.д. Красиво и разнообразно оформленные залы создают впечатление развития истории королевской жизни во дворце.

Интерьеры.
Интерьеры.

Во дворце есть также огромная коллекция картин королевских особ, рассостредоточенных по залам. С точки зрения истории искусства стоит особо отметить портрет принцессы Вильгельмины в Художественном кабинете Вильгельма III — это очень редкий портрет работы Пита Мондриана.

Сейчас посетители музея могут ходить свободно, без гида, по определенному маршруту, что очень важно для такого пространства. Дворец радует глаз и ежегодно привлекает десятки тысяч посетителей из самих Нидерландов и из-за рубежа. Время от времени организуются специальные выставки.

В одном из флигелей дворца разместился Музей канцелярии, в котором хранится коллекция орденов и наград, большая часть которой принадлежит Фонду сохранения Музея канцелярии голландских орденов. Он самый содержательный в своем роде в мире.

Большой интерес представляет и Конюшенный комплекс дворца Хет Лоо. Он был построен в 1906-1910 годах. Первоначально здание было еще больше, но во время Второй мировой войны северо-восточный павильон был разрушен авиабомбой. Эта часть конюшен после освобождения не восстанавливалась. Сейчас Конюшенный комплекс занимает музей карет и автомобилей. Он дает представление о развитии королевского транспорта на протяжении веков.

II. Сады и парки.

Особое очарование представляют собою парки дворца, которые также были воссозданы в оригинальном стиле на французский манер, максимально приближаясь к первоначальному замыслу.

Для Вильгельма III и его современников парк был так же значим, как и дворец. Парк и дворец принадлежали друг другу, дополняя друг друга. Немаловажным аспектом, который сделал голландский парк особенным, был вклад Голландской Ост-Индской компании. Она обеспечивала поставку особых экзотических растений и цветов с Дальнего Востока, которые выставлялись в садах. Например, в XVII веке тюльпаны были редкостью в здешних краях.

Архитектор Даниэль Маро (1661-1752) отвечал разбивку называемого французского регулярного парка, который был разделен на клумбы с фонтанами и другими элементами. Парк, который должен был быть прежде всего симметричным, радовал глаз прогуливающихся. Хет Лоо расположен в лесистой местности, при этом дворцовый парк славен своими фонтанами. Появились они также в подражание фонтанов французских, в частности фонтанов в Версале.

Фасады дворца.
Фасады дворца.

В Хет Лоо родниковая вода для фонтанов поступала из леса по ручьям и трубам. Штатгальтер и он же король Вильгельм III уделял большое внимание и таким деталям. В 1670 году его садовник написал «Den Nederlandtsen hovenier», труд о строительстве парков для увеселений, с разделом о технике и конструкциях фонтанов. В те времена людям еще приходилось полагаться на естественную холмистость местности, ведь вода всегда стекает в самую низкую точку. С появлением водопровода и изобретением паровой машины в середине XIX века возможности конструкторов фонтанов существенно расширились.

За последние полтора века мало что изменилось в застройке парка вокруг дворца Хет Лоо . Наиболее радикальные изменения произошли в результате реставрации дворца и воссоздания регулярного парка с целью придания ему вида, приближенного к 1686 году.

Меж тем пространство менялось от века в век. В конце XVIII столетия вкусы хозяев дворца изменились. Штадхолдер Вильгельм V разработал план нового обустройства парка. Однако радикальные изменения произошли только во французский период при Людовике Бонапарте.

Он не только модернизировал фасад дворца. Сады, дворцовый парки также получили новый вид. Ландшафтный архитектор Александр Дюфур пошел на кардинальные меры. Тогда роскошный регулярный сад с прекрасными фонтанами скрылся под толстым слоем земли. Но как уже упоминалось, позже был восстановлен регулярный дворцовый парк времен штатгальтера Вильгельма III. Тем не менее, территория за регулярным парком Хет Лоо до сих пор напоминает романтизм дворцового ансамбля XIX столетия.

***

В Хет Лоо по сути есть два парка.

В Верхнем парке Хет Лоо находятся две колоннады, первоначально соединявшие дворец с боковыми флигелями. Когда здание расширяли, их разместили в дворцовом саду таким образом, чтобы обзор через центральную ось оставался беспрепятственным. С выси этих колоннад открывается прекрасный вид на Верхний парк, Нижний парк и далее на дворец.

Парки и фонтаны Хет Лоо.
Парки и фонтаны Хет Лоо.

Верхний парк был заложен во времена Вильгельма III. Как и в Нижнем, в этой части дворцового парка много фонтанов. Вода поступала по системе труб из лесов возле Асселя и Ордена к западу от Апелдорна. Буквально изюминкой парка был тринадцатиметровый фонтан «Королевский прыжок», бьющий столь высоко, что по-видимому, решили излишним украшать его дополнительными архитектурными изысками.

Другие фонтаны в Верхнем парке, как и в Нижнем, были украшены статуями или скульптурными группами. Рядом с колоннадой находится небольшой фонтан, струя которого имеет форму павлиньего хвоста. Первоначальная скульптурная группа была заменена слепком скульптурной группы Аллеи воды Версаля.

В Верхнем парке есть различные статуи, такие как «Похищение сабинянки», большая мраморная статуя, созданная в 1696 году фламандским скульптором А. Ксавери и помещенная в дворцовом саду Хет Лоо в 1980 году. Статуя ранее находилась в садах дворцов Нордейнде и Хёйс-тен-Босе в Гааге.

Верхний парк заканчивается железными воротами. Этот шедевр садово-паркового пространства еще в 1697 году запечатлел на гравюре художник П. Шенк. Отсюда открывается вид на парк девятнадцатого века, который открыт для публики только в особых случаях. Тут есть павильон для купания, чайный павильон, вольер для слонов и старая оранжерея.

В Нижнем парке дворца Хет Лоо в Апелдорне расположен фонтан «Небесный глобус» со знаками зодиака. Вода в нем бьет из звезд. Карта В. Коронелли использовалась для создания этого фонтана. Положение небесной сферы выбрано таким образом, что оно представляло собою карту звездного неба, какое его можно видеть в Хет-Лоо во время рождения принцессы Марии – на 30 апреля 1662 года.

Фонтаны. Венера. Небесный глобус. Каскад.
Фонтаны. Венера. Небесный глобус. Каскад.

Нижний сад разделен на восемь квадратных партеров. Парк украсили скульптурные группы и другие фонтаны. Над дворцовой лестницей на задней площадке установлены две фигуры, изображающие реки Рейн и Эйссел. Эти статуи - творения скульптора и художника Р. де Хуге -изготовлены из природного камня из немецкого графства Линген, которым владел Вильгельм III.

Благодаря своему центральному расположению фонтан Венера является ключевым в Нижнем саду. Оригинальная Венера была утеряна. Нынешняя копия представляет собой слепок мраморной статуи из парка Версаля. Также была реконструирована водная лестница. Интересна статуя Нарцисса, мифологического персонажа, который был так очарован своим отражением, что упал в воду и утонул.

Парки Вильгельма III производили большое впечатление на современников. В свое время У. Харрис, личный врач короля Вильгельма III, составил подробное описание парков на английском языке, которое было опубликовано в Лондоне в 1699 году и пользовалось большим спросом. Позже было издано множество книг и гравюр с изображением самых красивых мест дворцового сада в Апелдорне.

XXI век привнес изменения в дворец Хет Лоо. После масштабной реконструкции дворец обрел новые музейные площади, в том числе подземные пространства для выставок. Новые пространства, которая напрямую связана с надземной частью через большое фойе, располагают дополнительными 5000 м2 для выставок, мероприятий и т.д.

Дизайн новых залов, выполненный Д. Сципио, любопытен как архитектурное решение. Несмотря на ультрасовременный характер дизайна новых залов, новое пространство гармонично вписывается в очертания существующего дворца на окраине Апелдорна. Так дворец Хет Лоо, крупнейший дворец XVII века Оранско-Нассауской династии, не перестает удивлять своими новинками, и не перестает притягивать к себе многочисленных поклонников истории и красоты.