Найти тему
maya_vinbooks

Джек Гельб о «Гойде», «Проклятии Жеводана», премии «Эксмо. Дебют» и вдохновляющих людях.

Джек Гельб — российский автор, на счету которого такие книги как «Гойда» и «Проклятие Жеводана». В апреле автор вошла в число финалистов первой премии для авторов «Эксмо. Дебют».

Читайте в интервью:

— Чем живет автор в обычной жизни?

— Как возникла идея «Проклятия Жеводана»?

— Как создавался псевдоним Джек Гельб?

— Творческие планы автора.

— Любимые фильмы, хобби и вдохновляющие Джека авторы.

— Джек, здравствуйте! Недавно вышла вторая ваша книга «Проклятие Жеводана», да и «Гойда» продолжает обретать своих читателей. Пора рассказать читателям больше о вас: расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?

— Добрый день! Спасибо, что пригласили! Я училась на дизайнера, закончила колледж с красным дипломом, теперь продолжаю получать высшее в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Сейчас я работаю писателем. Это основной мой источник дохода. Понемногу добираю работы на фрилансе.

— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?

— Моё первое законченное произведение — дарк-фентези «Фаворит Демона». Я его писала в соавторстве со своей подругой. Довольно наивная история, когда я на неё сейчас смотрю, но всё равно очень дорога моему сердцу. Сейчас я его убрала из публичного доступа. Очень грустно осознавать, что мнение автора не очень-то и учитывается. Получаю много сообщений: «А куда делся Фаворит Демона???». То есть, ни у кого нет вопросов, откуда в сети взялся, а выдвигаются только требования вернуть его. Меня сильно раздражает подобное отношение к творчеству. Я считаю, автор в праве просто удалять свой контент, не объясняя ничего, особенно если он находился в бесплатном открытом доступе. Но, конечно, у людей есть скаченные файлы, и они гуляют по сети, хотя я часто высказывалась против этого. Что поделать? Я не могу перевоспитывать взрослых людей, объяснять им, что мир не так работает: «Я нашёл, значит, это моё!». 

 Подобное отношение сильно охладило мой пыл в фанфикшене. Я очень благодарна моей аудитории. Каждый раз сердце радуется, когда они вступают в дискуссии, грамотно и аргументировано доносят до людей, что такое авторское право, как оно работает, почему если автор попросил не распространять его работу, делать этого не нужно. Такая поддержка просто бесценна, особенно когда опускаются руки и хочется всё бросить.

— Для вас писательство хобби или нечто большее?

— Очень сложный вопрос. Хобби — это то, чем ты занимаешься в свободное время. Для писательства же я освобождаю своё время. Когда я писала Гойду я работала на двух работах, очень активно развивала блог и училась в ВУЗе. Каждую свободную минуту я писала. У меня не было никаких дедлайнов извне, я просто сама себе поставила задачу: каждую неделю глава. За полтора года ни разу не пропустила ни одной главы. Повторю: такой режим работы был назначен безо всяких договоров с издательством, без большой фанатиков базы. Это не приносило мне никакого дохода, но я была фанатично уверена, что я должна это сделать. Даже не знаю, как это назвать. Сейчас это работа, тут хотя бы можно объяснить, почему я это делаю, ради кого. А тогда… не знаю, как это назвать.

— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Самое интересное — общаться с читателями. Я-то знаю, что я написала, но я не знаю, как это читается со стороны. До глубины души меня поражает, как много всего замечают читатели. Я примеряю их видение, их идеи, и что-то щёлкает, всё встаёт на свои места. Когда я уже уверена, что никто не расскажет ничего нового о моей книге, появляется чудесный отзыв, который просто переворачивает моё собственное представление о книге. Часто беру особенно полюбившиеся хэдканоны читателей и властью, данной мне мной, провозглашаю их каноном. Потому что могу. Потому что мне нравится. Это что-то невероятное! 

 Самое трудное, пожалуй, придумать книгу. Именно потому что я не могу контролировать это.

 Немного похоже на котёл, куда бросаешь всё, что тебя впечатлило, и надеешься на чудо. Я могу проанализировать хорошую книгу, хорошее кино, собраться с мыслями, погулять в любимых местах, поговорить с людьми, которыми восхищаешься, устроить мозговой штурм, но это никогда не даст гарантий, что на выходе тебя ждёт хорошая идея. Это как любовь, либо она приходит, либо нет. Ты можешь всё делать, чтобы вызвать эту самую искру, но гарантий не будет. Никаких и никогда.

-2

— Как создавался ваш псевдоним?

— Имя возникло стихийно.

У меня был персонаж. Я долго на него смотрела, решила, что его зовут Чейз. Потом пригляделась, поняла, что «Чейз» скорее звучит как псевдоним. Какое же у него настоящее имя? 

 Я стала думать в таком ключе: это должно быть что-то простецкое, неблагозвучное, какое-то имя, с которым стыдно в людях показываться. Вспомним персонажей-Джеков? Джек — герой сказок, этакий наш Иван-дурак. Джеком называли всё подряд — детей, скотину, даже инструмент домкрат. Такое имя на первое время, потом придумаем что-то нормальное. 

 Гельб — по-немецки жёлтый. Мне понравились ассоциации с жёлтой прессой, с чем-то китчовым, кричащим и даже дурновкусным. 

Так появилось имя Джек Гельб, дурацкое и вообще непонятно, что с ним делать. 

По иронии, псевдоним «Чейз» для меня оказался просто не рабочим вариантом. Все соцсети уже давно заняли его с любыми комбинациями. Наверное, задние парты уже догадались, какое имя, неблагозвучное и тупое, было везде свободно. Буквально во всех соцсетях ни одного пользователя с таким ником. Просто бинго! 

Когда я регистрировалась в Tik-Tok, я уже знала, что это имя будет свободно. Когда я уже стала популярна, я решила оставить псевдоним, и издавать книги как Джек Гельб.

— Как вас пришла идея «Проклятия Жеводана»?

— Мои книги пишутся от героев. У меня давно в голове жил Этьен Готье, главный герой «Проклятья Жеводана». Граф, увлеченный медициной, алхимией, демонологией, чувствительный к сущностям иного порядка, и, конечно же, с порочной родословной. Многие читатели углядели это между строк, чему я не могла нарадоваться! Это, собственно, к вопросу о том, почему мне нравится общаться с читателями. Мне интересно, считываются ли мои намёки?

Когда я наткнулась в интернете на видео Жеводанском Звере, у меня всё сложилось. Время, место, обстоятельства, всё подходило идеально! Я просто поняла, что мой Этьен, с его страстью к чудовищам, точно в этом замешан. Я успела написать коротенький рассказ, и буквально через несколько дней меня пригласили в издательство. Когда редакторы спросили, какие книги у меня ещё есть, я не задумываясь предложила им своего нестабильного алхимика и его большую злую собаку. На том и порешили.

— Легко ли создавались герои и их имена?

— Да, вполне. Я уже писала, что я начинаю с них, а потом просто оставляю их друг с другом, и они уже прекрасно понимают, что им делать. Это похоже на детские машинки, которые надо откатить назад и просто отпустить — и они сами едут.

— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?

— Если считать с момента того, как мы заключили контракт и того, как я отправила рукопись редактору — полгода, даже чуть меньше. История писалась довольно быстро, как я могу судить.

Главная сложность была в том, что совсем не могла начать. Я писала про Этьена, но всё выглядело очень плохо, мне не нравилось, пока я не поняла, что надо писать от первого лица. Если смотреть на Этьена со стороны, он странный тип, с которым невозможно нормально поговорить. В какой-то момент он просто закатывает глаза в сомнамбулическом приступе, и тут уже лучше его не будит. От третьего лица он просто раздражает. Когда я решила писать от первого лица, весь сюжет очень резко поменялся. Сменились буквально все персонажи, кроме Этьена и Зверя. 

 Сейчас я вижу, что выбрала идеальную точку зрения и способ подачи своей истории.

— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?

— По поводу продвижения говорить можно очень долго. Главный мой совет — найдите баланс:

1) Что нравится вам? 

 Без большой любви долго не проживёшь. С момента написания первой главы «Гойды» до того, как она издалась прошло больше двух лет. А это супер-быстрый путь, ведь мне написали сами редакторы, я не ждала долгих месяцев рассмотрения рукописи. И всё равно, даже самый экспресс-вариант занял больше двух лет. Всё это время надо продолжать работу. Если вы занимаетесь этим без любви, насколько вас хватит?

 2) Что нравится публике? 

 Следите, какие рубрики нравятся вашим подписчикам? У каких форматов лучшее соотношение затраченного времени/количество и качества фидбека? 

 3) Что у вас действительно получается? 

 Это перекликается со вторым пунктом. Я всю осознанную жизнь пыталась стать художником, но не пошло. А книжки пошли. В 23 я автор двух бестселлеров, финалист премии «Эксмо.Дебют». Очень мощно. И этого могло не быть, если бы я упёрлась чисто в рисование, и не пробовала ничего нового.

— У «Гойды» и «Проклятия Жеводана» шикарные обложки. Можете рассказать, как они создавались? Учитывали ли ваше мнение?

— Как же я восхищаюсь Кориандр и ALES! Так благодарна этим прекрасным художникам! На все моих устройствах на обоях стоят обложки книг, потому что я хочу на них смотреть постоянно.

Я не могу вспомнить чего-то интересного по этому поводу работы над ними. Я описывала концепцию, скидывала референсы. Не помню, чтобы я вносила какие-то правки, художники прекрасно понимали дух историй и превзошли все мои ожидания!

-3

— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Не собираетесь ли вы делать что-то подобное с по своим книгам?

— Да, мы с издательством уже занимаемся этим. По Проклятью Жеводана будет мерч.

— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?

— Сейчас я работаю над дилогией «Пеликан». Жестокая и, пожалуй, самая мрачная из всех моих книг. Это история про месть, про ослепляющую и сводящую с ума жажду крови. В центре сюжета кругосветное путешествие Френсиса Дрейка.

— Есть ли у вас писательские страхи?

— Мою книгу экранизируют, и главную роль сыграет Александр Петров.

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

—Да, я всё ещё продолжаю рисовать понемногу.

— Ваши любимые книги?

—Томас Манн, Иосиф и его братья, Волшебная гора.

— Любимые фильмы?

— Утомлённые Солнцем 1994

 Старикам тут не место 2007

 Том на ферме 2013

 Зверь 2017

 Страна Призраков 2017

 Дом, который построил Джек 2018

— Любимые музыкальные исполнители?

— Скриптонит, Сны Саламандры, Rhapsody of Fire

 Любимые мюзиклы:

 Немецкие:

 Моцарт (не путать с французской рок-оперой)

 Элизабет

 Французские: 

 Дон-Жуан 

 Ромео и Джульетта

— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?

— Конкуренция есть всегда, но я вполне довольно своим положением в индустрии. Мне 23, я финалист первой национальной литературной премии Эксмо.Дебют. Я сама о коллегах либо хорошо, либо никак, не видела, чтобы опытные авторы переходили на личности и как-то меня оскорбляли. 

 Конечно, на меня вылилось много хейта, но, как ни странно, большую его часть составляет опричный фандом. Это меня поразило. 

 А так я бы не сказала, что именно большие писатели мне как-то ставят в колёса. Напротив, очень много приятных, добрых и открытых людей. Например, Антонина Крейн, автор «Шолоха». Удивительно светлый и открытый человек и остроумный писатель.

— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?

— Да, таких людей очень много.

Театр и кино: 

 Никита Михалков 

 Олег Меньшиков 

 Влюбилась в них после просмотра «Утомлённые солнцем», невероятно сильная работа. Я очень долго находилась под впечатлением. Мне очень повезло, я успела в своё время увидеть игру Олега Меньшикова вживую в театре Ермоловой. Он играл лорда Генри в «Портрете Дориана Грея», и это было бесподобно. 

 Василий Дохненко. 

 Вы точно знаете этот голос. Включите любой фильм с Мэттью Макконахи или Беном Афлеком, и услышите его. Каждый раз поражаюсь, слушая эти интонации, эту дрожь, когда он озвучивает какого-то безумца. Потрясающий актёр! 

 Братья Коэн. 

 Я не понимаю, как они могут снимать и триллеры, и комедии, и вестерн, но я хочу так же. 

 Паскаль Ложье. 

 Французский режиссёр триллеров фильмов ужасов. Вы можете знать его по фильму «Мученицы», но я бы рекомендовала посмотреть «Верзилу» и «Страну призраков». 

 Ларс фон Триер. 

 Восхищаюсь его взглядом на человеческую природу, его выразительным и образным видением. 

 Музыка:

 Скриптонит

 Артист с большой буквы. Экспрессия, стиль, поэзия. 

 Литература: 

 Говард Лавкрафт. 

 В его рассказах нет ничего, кроме атмосферы. Моя мечта — создать свой жанр, как это сделал Лавкрафт. 

 Томас Манн. 

 Для меня это сущность иного порядка. Считаю его самым великим писателем. Такой глубины и наполненности я не встречала ни до, ни после. Мне очень жаль все книги, которые я прочитала после знакомства с Манном. Планочка уже сами понимаете. 

 Я бы хотела закончить нашу беседой его цитатой: 

 Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.