В День Победы мы вспоминаем наших героев и героинь, тех, кто сделал Победу над фашизмом реальностью, несмотря ни на какие препятствия. Я с благодарностью вспоминаю своего деда Лоренца Авакова, который сражался под Сталинградом, был тяжело ранен в переломной битве за Сталинград. После реабилитации дошел до Вены и оттуда был переброшен в Иран, и служил там до 1946 года. К моему большому сожалению, он ушел из жизни задолго до моего появления.
Другой участник войны, мой дядя Михаил Компанеец, старший брат моей Мамы, был долгожителем. Он прожил до 2020 года и мне посчастливилось общаться с ним уже в зрелом возрасте. Дядя Миша, будучи подростком, побывал в трех фашистских концлагерях и волею судьбы смог бежать из них. Его стремление к свободе, сила преодолевать трудности и не сдаваться всегда поражали меня. Помню, в один из его приездов мы беседовали с ним о том, что нужно мужчине для победы. Дядя Миша не любил вспоминать этот отрезок своей жизни и рассказывать детали, но все же поделился со мной своими осознаниями. В День Победы решил поделиться с вами, дорогие читатели, моими выводами из беседы с дядей Мишей.
1. Неудача – основа успеха.
После первого бегства из фашистских застенков дядя Миша чувствовал себя победителем, но каково было, когда он вновь попал в плен. «В начале я был очень подавлен, что не смог оказаться среди своих и стать сыном полка. Но я не стал поднимать руки и сдаваться. Любая неудача не должна восприниматься как повод сложить руки и ничего не делать. Я представлял неудачу, как назойливого комара, которого просто нужно прихлопнуть. Ну а если таких комаров целый рой налетит, так мы с ними сразимся», – делился дядя своей мудростью.
2. Самообладание.
Дядя Миша, похоже, быстро повзрослел в лагерях и научился самому важному для мужчины навыку – контролировать себя и свои переживания. Он рассказывал мне: «В этих лагерях я понял, что от меня ничего не зависит. Я полностью завишу от условий лагеря и надзирателей. Я ничего не мог контролировать и ничего изменить. Но в какой-то момент я понял, что могу быть внимательным и контролировать себя. Лучший боец никогда не злится, он ждет благоприятного момента для своего удара. Так и я внимательно наблюдал, как же отсюда можно бежать, и ждал своего часа».
3. Легче всего быть жертвой.
«В какие-то моменты становилось так тошно, так хотелось плакать, выть, кричать и жаловаться на несправедливость, хотелось вгрызаться в горло надзирателей и уничтожить их, но, каким-то чудом, я осознавал, что сейчас самое опасное – это поддаться панике и потерять веру в лучшее». Эти слова дяди Миши напомнили мне о том, что из трех ролей в треугольнике Карпмана (помните: агрессор, жертва, спасатель?) самая «сладкая» – быть жертвой, быть тем, кто не может взять на себя никакую ответственность, просто зависеть от обстоятельств и жаловаться на жизнь. Так сейчас поступает большинство людей. Но настоящие победители могут преодолеть это липкое состояние жертвы и взять себя в руки.
4. Маленькая победа делает тебя сильнее.
«Когда мне удалось бежать второй раз, я почувствовал себя сильнее. Я верил, что помимо меня есть какая-то сила, которая помогает мне и ведет меня. Я не знал в советские времена о Боге, но чувствовал, что что-то такое есть. Я просил о помощи и получал ее», – делился дядя Миша. Вы не поверите, но он и в третий раз был схвачен и снова оказался в концлагере.
5. Победителя отличает жажда.
«Когда я оказался в концлагере в третий раз, началась самая страшна борьба, самая страшная битва между моим отчаянием и надеждой. С одной стороны, у меня был опыт двух побегов, а где два, там и три. С другой – сильные сомнения и безнадежность. Я уже почти был сломлен, но какой-то внутренний голос говорил мне: «Не сдавайся! Верь!»
Дядя Миша спросил меня: «А ты когда-нибудь был долго на солнцепеке? Ты проходил через муки жажды?» «Бывало, в горных походах», – отвел я. «Значит, ты сможешь меня понять. Когда человека дико мучает жажда, он не может ни о чем думать, кроме того, где добыть немного воды. Я хотел свободы больше, чем жаждущий воды, но ничего не мог предпринять. Однажды мне махнул рукой один из надзирателей с автоматом, у меня подкосились ноги, сердце чуть не выпрыгнуло из груди от страха. Мне ничего не оставалось, как повиноваться его воле: еле передвигая ноги, я подошел к нему. Жестом он дал понять, что мне нужно следовать за ним. Ничего не понимая, я брел за ним в полном смятении. Этот путь казался мне бесконечным. Я был уверен, что меня ведут на расстрел. В какой-то момент надзиратель остановился, приоткрыл калитку и сказал: «Лауф (беги)!» Он показал рукой в лес: «Лауф! Лауф!». Я бежал сломя голову, ожидая услышать страшные звуки выстрелов в спину, бежал как сумасшедший. Когда я упал без сил, то понял, что я на свободе. Я так сильно хотел ее, что Бог услышал меня!» На глазах дяди Миши появились слезы. Он опустил голову и замолчал.
Сократ говорил: «Самая великая победа — победа над своим негативным мышлением». Спасибо тебе большое, дядя Миша, за твой пример, за жизнеутверждающее мышление, за твою жажду и за нашу свободу!
С Днем Победы!
С благодарностью Сергей Аваков