Любила ли она Гумилева? Почему-то я думаю, нет. Иначе она бы так не увлеклась искусством в компании Модильяни. Особенно, если вспомнить, как долго добивался ее сам будущий муж. И это в свадебном путешествии.
Надо отдать должное, Модильяни был обаятелен, любил женщин. Где уж тут отказаться от нескольких встреч с такой необычной девушкой как Анна Ахматова. Невозможно. Потомственная дворянка с одной стороны. С другой, внутренняя творческая свобода, которой в России того времени заражены были многие творческие личности. Настолько не похожая ни на кого, непонятная. Как же хотелось к этой тайне прикоснуться хотя бы чуть-чуть, приоткрыть завесу. Скорей всего, их притянуло друг к другу то чувство необычного, таланта, который чуешь нутром, но не понимаешь что это такое.
Нищий, бедно и странно одетый, в то же время аристократичный Додо. Необычная, с благородным лицом и таким рельефным носом, тонкая, закрытая и в то же время свободная Ахматова.
После ее с мужем отъезда завязалась переписка, и в какой-то момент Анна приезжает к Моди в Париж во второй раз. Там она проведет несколько месяцев. Насыщенных взаимным узнаванием внутреннего мира и неожиданным пониманием.
Была ли это любовь? Скорей, близость духовных единомышленников.
Когда они расстались, он отдал Ахматовой все ее портреты. Которые впоследствии сгорели при пожаре. Видимо такова судьба была сберечь им друг для друга эти мгновенья. Оставить во внутренней душевной копилке то, что было между ними.
Портрет Ахматовой. Николай Тырса
Николай Тырса Нарисовал несколько портретов Анны Ахматовой. Часть выполнена ламповой копотью.
Тырса принадлежал к близкому кругу друзей семьи Ахматовой, был вхож к ним аж с двадцатых годов.
Я бы назвала эти портреты интимными. Только изображение головки женщины. Со свойственной художнику деликатностью и тонкостью переданы загадочность, стойкость в горделивой посадке головы.
Портрет Ахматовой. Александр Тышлер
Я уже писала про необычное видение портрета Александром Тышлером. В ряду портретов разных художников этот портрет выделяется какой-то материнской теплотой. Перед нами уже немолодая женщина с глубоким взглядом и по-прежнему изящным профилем.
Они были единомышленниками. Дружили долго. Вместе оказались в эвакуации в Ташкенте. Там-то художник и сделал серию ее портретов.
Этот оборот головы, словно она что-то услышала или внимательно к чему-то прислушивается.
К этом портретам я всегда захожу, когда бываю в Русском Музее. Такие разные, но в то же время оба раскрывают изысканную тонкость поэтессы.
Портрет Ахматовой. Натан Альтман
Длинные, с тонкой кожей пальцы. Нежный румянец. Ткань платья, не скрывающая ничего. Выгнутый изящно носок стопы, прямая спина, гордо поднятая голова, словно перед нами не поэтесса, а балерина.
И в то же время полуприкрытые и отведенные в сторону глаза, закрытая поза. Вся словно состоящая из острых углов, словно алмаз. Поза, взгляд заставляют задуматься, какие тайны хранит эта изящная головка, какие чувства скрывает эта душа.
Портрет Ахматовой. Кузьма Петров-Водкин
Мягкий, лаконичный портрет. Даже нос, всегда такой вздыбленный, смотрится изысканно.
Светлый взгляд, аскетичная одежда отсылают нас к иконописи. Глядя на портрет, и особенно в глаза, поражает мастерски созданное художником ощущение стойкости и чистоты. Создается впечатление внутренней силы, которая ей помогала и будет помогать выдержать все невзгоды.
#ахматова #портретахматовой #тырса #модильяни #тышлер #альтман #живопись #портретодногочеловека